Официальный сайт европейского футбола

История

Кубок УЕФА по футзалу разыгрывается с сезона 2001/02, и пока в соревновании доминируют представители Испании.
История
Отпраздновав победы с "Кастельоном" в 2002 и 2003 годах, в 2012-м Хави Родригес выиграл Кубок УЕФА по футзалу с "Барселоной" ©Sportsfile

История

Кубок УЕФА по футзалу разыгрывается с сезона 2001/02, и пока в соревновании доминируют представители Испании.

Клубный футзал хорошо развит в Европе. До первого Кубка УЕФА по футзалу прошло девять неофициальных европейских клубных турниров, причем победителями неизменно становились хозяева - представители Испании, России или Италии. Трижды успех праздновала московская "Дина".

В сезоне 2001/02 прошел первый розыгрыш Кубка УЕФА по футзалу. В финальной стадии турнира, который прошел в Лиссабоне в феврале 2002 года, встретились восемь лучших команд континента. В решающем поединке испанский "Кастельон" одолел бельгийский "Аксьон-21".

В сезоне 2002/03 финал прошел по двухматчевой системе, в нем вновь сразились те же самые соперники, и вновь победа досталась испанцам.

В сезоне 2003/04 в турнире приняли участие 33 команды из 32 стран, однако трофей остался в Испании. На этот раз победил другой клуб, "Интер", который одолел "Бенфику" с общим счетом 7:5.

В кампании 2004/05 Кубок УЕФА наконец завоевал "Аксьон-21", покончивший с гегемонией испанских клубов. В первом домашнем поединке финала бельгийцы одолели московское "Динамо" со счетом 4:3, а в ответном матче сыграли вничью - 6:6.

В сезоне 2005/06 участие вновь приняли 34 клуба, но формат претерпел одно изменение. Победители двух квартетов второго отборочного раунда в полуфинале встретились с командами, занявшими вторые места в своих группах. Впрочем, победившие в группах "Динамо" и "Интер" легко разделались алматинским "Кайратом" и донецким "Шахтером" соответственно. В финальном противостоянии трофей достался испанцам. После домашней победы со счетом 6:3 "Интер" уступил в ответном поединке (3:4), но взял верх по сумме двух матчей - 9:7.

В кампании 2006/07 участие впервые приняло 40 клубов. Вслед за предварительным и основным раундами сильнейшие команды Европы скрестили шпаги в элитном раунде, прямых путевок куда удостоились "Интер", "Динамо", "Аксьон-21" и "Мурсия". Именно эти клубы в итоге пробились в "финал четырех", хозяином которого выступила "Мурсия". В испанском полуфинале она уступила "Интеру", а уже тот в финале пал от рук "Динамо" - 2:1. В матче за бронзовые медали "Мурсия" переиграла "Аксьон-21".

В сезоне 2007/08 число участников достигло 44, хотя формат изменений не претерпел. Впервые турнир прошел без участия "Аксьон-21", который упустил звание сильнейшей команды Бельгии. Пропуск в элитный раунд получили "Динамо", "Мурсия", "Кайрат" и дебютант турнира екатеринбургская "ВИЗ-Синара", которые составили квартет полуфиналистов. Местом проведения "финала четырех" стала Москва, но местные динамовцы сошли с дистанции еще в полуфинале. Проиграв в серии пенальти "Мурсии", они довольствовались лишь бронзой, в матче за которую разгромили "Кайрат" - 5:0. Казахстанцы в полуфинале со счетом 1:4 уступили "ВИЗ-Синаре". Решающий подинок вновь был ознаменован испано-российским противостоянием, которое опять завершилось победой представителя России. Екатеринбуржцы, не выигравшие пока еще ни одного национального первенства, после ничьей 4:4 вырвали победу в серии пенальти - 3:2.

В сезоне 2008/09 в турнире вновь выступали 44 команды. Четыре лучшие - "Интер", "ВИЗ-Синара", "Динамо" Москва и "Кайрат" - пробились в финальный раунд, который состоялся в Екатеринбурге. В полуфинале мадридский клуб разгромил "Кайрат" - 5:0, а в противостоянии российских команд сильнее оказались екатеринбуржцы - 2:0. Московское "Динамо" уступило и в матче за бронзовые награды, так что третье место досталось "Кайрату". Не добились успеха в финале и уральцы, которых горячо поддерживали многочисленные зрители - "Интер" победил со счетом 5:1. Таким образом, мадридцы стали сильнейшими в турнире уже в третий раз - таким достижением похвастать больше не может никто.

В кампании 2009/10 состав участников финальной стадии существенно обновился. Наряду с "Интером" в Лиссабоне собрались "Бенфика", "Лупаренсе" и "Араз". За финалом между хозяевами из "Бенфики" и трехркатным обладателем трофея "Интером" вживую наблюдали рекордные 9 400 зрителей. Интересно, что "Павильяу Атлантику", где прошли матчи финальной стадии, за восемь лет до этого принял финал первого розыгрыша. Победила же "Бенфика", одолевшая испанцев со счетом 3:2 в дополнительное время.

В финальный турнир Кубка УЕФА-2010/11, проходивший в Алматы на домашней площадке местного "Кайрата", квалифицировалось сразу два представителя Лиссабона - "Бенфика" и "Спортинг", а вот российских и испанских клубов в четверке сильнейших не оказалось. Екатеринбургская "Синара" и бакинский "Араз" уступили путевку в Казахстан дебютанту еврокубка "Монтесильвано". Именно он и выиграл трофей. Одолев в полуфинале "Бенфику", итальянцы разгромили в финале "Спортинг" со счетом 5:2.

По итогам сезона 2011/12 кубок вернулся в привычную ему Испанию. "Барселона" с первой же попытки пробилась в финальный турнир, который прошел на ее домашней площадке в Лериде. Разгромив в полуфинале "Спортинг" (5:1), в решающем матче каталонцы взяли верх над московским "Динамо" - 3:1. В споре за бронзу успех сопутствовал "Марке", которая обыграла "Спортинг" в серии пенальти.

В сезоне 2012/13 в финальной стадии дебютировала "Иберия Стар" - единственный клуб, не пропустивший ни одного розыгрыша турнира. Выяснять отношения команды отправились в Тбилиси, который стал счастливым для "Кайрата". Казахстанцы в полуфинале со счетом 5:4 одолели "Барселону", а в решающем поединке взяли верх над "Динамо" - 4:3. Третье место досталось каталонцам, переигравшим хозяев с результатом 4:1.

"Барселона" вернулась на вершину в сезоне 2013/14, снова одолев в финальном поединке "Динамо". В Баку, впервые принявшем решающую стадию турнира УЕФА, каталонцы со счетом 5:2 выиграли в овертайме. Хозяин турнира "Араз" уступил "Барсе" в полуфинале только по пенальти, а в матче за третье место одолел действовавшего обладателя трофея "Кайрат".

В сезоне 2014/15 кубок снова достался "Кайрату", который в заключительном матче победил действовавшего обладателя трофея. В полуфинале "Барселона" обыграла хозяев паркета из "Спортинга" в присутствии рекордных 12 076 болельщиков (на той же арене, что проводились финальные стадии в 2002 и 2010 годах), но в решающей битве признала превосходство казахстанцев - 2:3. Дебютант Кубка УЕФА "Дина" стала четвертой.

Список победителей турнира пополнился российской "Югрой" по итогам сезона 2015/16. Дебютанты Кубка УЕФА по футзалу обыграли испанский "Интер" в зрелищном финале в Гвадалахаре - 4:3. "Бенфика" добавила к золоту-2010 и серебру-2004 бронзу, обыграв еще одного новичка турнира "Пескару".

http://ru.uefa.com/futsalcup/history/index.html#история

 

Трофей

Трофей

Трофей

The official website for European football

UEFA Futsal Cup history

The UEFA Futsal Cup began in 2001/02 and Spanish sides have proved the dominant force in an ever-growing competition.
UEFA Futsal Cup history
Javi Rodríguez won with Playas in 2002 and 2003, then lifted the cup for Barcelona in 2012 ©Sportsfile

UEFA Futsal Cup history

The UEFA Futsal Cup began in 2001/02 and Spanish sides have proved the dominant force in an ever-growing competition.

There were nine unofficial European club competitions prior to the start of the UEFA Futsal Cup, with the winners always being the hosts and always hailing from Spain, Russia or Italy, MFK Dina Moskva winning three titles.

UEFA introduced its own competition for the 2001/02 season. The inaugural tournament ended with a finals competition in Lisbon for the top eight teams in February 2002. Playas de Castellón FS of Spain were the winners, defeating Action 21 Charleroi in the final.

In 2002/03, the tournament culminated in a two-legged home and away final between Castellón and Charleroi in April/May 2003. Again, the Spanish side were the victors, claiming their second European crown in a row.

The 2003/04 event boasted 33 teams from 32 nations but Spanish dominance continued. However, there was a new name on the trophy as Interviú Madrid triumphed over Iberian rivals SL Benfica 7-5 on aggregate.

Finally, the Spanish dominance was ended in 2004/05 as Charleroi atoned for their disappointments of 2002 and 2003 by finally lifting the trophy. They did so in dramatic fashion, defeating FC Dynamo 4-3 in the opening leg in Belgium before two extra-time goals gave them a 6-6 draw in Moscow to secure a 10-9 aggregate triumph.

In 2005/06 Interviú and Dynamo made the final by defeating FC Shakhtar Donetsk and Kairat Almaty respectively in two-legged semis. The Spanish side then won back the trophy after winning the first leg 6-3 and surviving a scare in Moscow to win 9-7 overall.

For the first time, 40 clubs entered in 2006/07, with a new four-team final tournament reached by seeds Interviú, Dynamo, Charleroi and El Pozo Murcia FS, who had all been given byes to the elite round. Murcia were picked as hosts but lost to Spanish rivals Interviú in the semi-finals, only for the Madrid side to go down 2-1 to Dynamo in the decider two days later with Murcia pipping Charleroi for bronze.

The entry was up to 44 by 2007/08, though without Charleroi for the first time after they lost the Belgian title. The format was the same and again the top four seeds, Dynamo, Murcia, Kairat and Russian debutants MFK Sinara Ekaterinburg, reached the final four, staged by the holders. However, they were only to take bronze as they lost on penalties to Murcia but they won 5-0 against Kairat, who had been beaten 4-1 by Ekaterinburg. And it was the previous season's Russian runners-up, who had never won their domestic league, that took the European title, a 4-4 draw with Murcia followed by a 3-2 shoot-out success.

Again 44 teams played in the 2008/09 edition, and again the top four seeds reached the finals: Ekaterinburg, chosen as hosts, Dynamo, Interviú (now known as Interviú Madrid) and Kairat. Interviú overwhelmed Kairat 5-0 in the semi-finals while Ekaterinburg delighted a capacity crowd with a tense 2-0 defeat of Dynamo, who were to lose the bronze match this time 1-0 to Almaty. There was also a Russian defeat in the final as Interviú's 5-1 success gave them an unprecedented third victory.

In 2009/10 there was a new look to the finals, as hosts Benfica, Luparense C/5 of Italy and Azerbajian's Araz Naxçivan qualified with Interviú. The final matched Benfica and Interviú, and to the delight of competition-record 9,400 crowd at Lisbon's Pavilhão Atlântico, the venue for the inaugural competition eight years earlier, the Eagles won 3-2 after extra time.

Benfica and city rivals Sporting Clube de Portugal both qualified for the 2010/11 finals, which uniquely contained no team from either Spain or Russia. Ekaterinburg and Araz were both topped in the elite round by Italian debutants ASD Città di Montesilvano C/5, and they were to claim their nation's first title with a 5-2 final defeat of Sporting – the pair having surprisingly beaten holders Benfica and hosts Kairat Almaty in the last four.

The trophy returned to Spain in 2011/12 as FC Barcelona, on their debut camapign, made it to the finals and, as hosts in Lleida, beat Sporting Clube de Portugal 5-1 then Dynamo 3-1 to lift the cup in front of a boisterous 5,000 full house. Another debutant club, Italy's Marca Futsal, knocked out Montesilvano in the elite round and beat Sporting on penalties for bronze.

Iberia Star Tbilisi, the only tournament ever-presents, made their first finals in 2012/13 and hosted the event. But Kairat Almaty took Kazakhstan's first UEFA title as they beat Barcelona 5-4 in a semi-final thriller and then Dynamo 4-3 in the decider. Dynamo had beaten Iberia Star 5-2 in the semi-finals and the hosts lost 4-1 to Barcelona for third place.

Barcelona reclaimed their title in 2013/14, and once again Dynamo were the beaten finalists, 5-2 after extra time. Araz hosted the finals, the first time any UEFA tournament had been in Azerbaijan, and although they lost to Barcelona on penalties in the semis, they claimed bronze with victory against Kairat, their reign ended 2-1 by Dynamo in the last four.

http://www.uefa.com/futsalcup/history/index.html#uefa+futsal+cup+history

 

The trophy

The trophy

The trophy

The UEFA Futsal Cup trophy is made of metal alloy with a plexiglass ball that reflects the dynamism and harmony of futsal and also shows the competition logo.
  • © 1998-2014 UEFA. All rights reserved.
  • The UEFA word, the UEFA Futsal Cup logo and trophy are protected by trade marks and/or copyright of UEFA. No use for commercial purposes may be made of such trade marks. Use of UEFA.com signifies your agreement to the Terms and Conditions and Privacy Policy.