Албания

АлбанияФутбольная ассоциация Албании

Официальный сайт европейского футбола

Албанский орешек

Албанский футбол может служить символом непростой истории этого государства, однако недостатка в талантах небольшая балканская страна не испытывала никогда.
Албанский орешек
Albania players celebrate ©AFP/Getty Images

Албанский орешек

Албанский футбол может служить символом непростой истории этого государства, однако недостатка в талантах небольшая балканская страна не испытывала никогда.

Футбол попал в Албанию в начале ХХ века, когда жители северного городка Шкодер с удивлением наблюдали, как студенты христианской миссии играют в какую-то удивительную игру. Новый вид спорта начал стремительно набирать популярность в стране, входившей в ту пору в Османскую Империю.

Шкодер окончательно утвердился в качестве родины албанского футбола в 1913 году, когда городская команда под названием "Независимость" провела матч против команды солдат Австро-Венгрии. Согласно историческим хроникам, матч длился два тайма по 45 минут и проходил по всем правилам футбола. Также установлено, что до 1921 года на территории Албании не проводилось официальных матчей. Таковой впервые состоялся между шкодерской "Влазнией", основанной в 1919 году, и "Агими" (год основания - 1920). Победу праздновали футболисты "Влазнии".

Их примеру последовали другие регионы, и 6 июня 1930 года была основана Футбольная ассоциация Албании (ФАА). Вскоре она стала членом ФИФА, а в 1954 году вступила в УЕФА.

Несмотря на растущую популярность этого вида спорта, его профессиональному росту на клубном уровне мешала тяжелая экономическая ситуация в стране. И все же, Албания подарила миру немало талантливых игроков, которые продолжили карьеру за рубежом. Вот лишь некоторые из них: Риса Лушта, Лоро Боричи и Наим Круежиу, выступавшие за "Ювентус", "Лацио" и "Рому" соответственно в период с 1940 по 1944 года.

Первенство страны стартовало в 1930 году, когда в нем приняли участие 6 команд: "Скендербеу", "Башкими", "Теута", "Эльбасани", "Виора", а также "Тирана", которая и стала победителем. И по сей день этот клуб вместе с тиранским "Динамо", "Влазнией" и "Партизани" доминирует на внутренней арене.  Дебютный чемпионат Албании открылся победой "Тираны" над "Башкими" - 3:2.

Вслед за Второй мировой войной в стране установился новый политический режим, имевший коммунистическую направленность. Это позитивно сказалось на развитии самого популярного вида спорта. Футбол стал распространенным, его инфраструктура крепла. Игра развивалась и культивировалась повсеместно.

На международной арене сборная Албании дебютировала 22 сентября 1946 года, разгромив команду Черногории - 5:0. В период с 7 по 13 октября того года в Тиране проходил Кубок балканских наций с участием четырех команд. Хозяева в итоге стали его победителями, одолев в финале румын с результатом 1:0. Другим ярким успехом албанцев стала домашняя ничья с Северной Ирландией (1:1) в отборочном цикле ЧМ-1966. Североирландцы, в составе которых выступали именитые Джордж Бест и Пэт Дженнингс, после этого матча лишились последних надежд на попадание в финальный турнир. Также одним из величайших достижений в истории албанского футбола стала нулевая ничья с командой ФРГ в декабре 1967 года в отборочном цикле чемпионата Европы-1968. В результате немцы не прошли в финальную часть соревнований.

С 1991 года в Албании произошли мощнейшие экономические и политические катаклизмы, имевшие самые негативные последствия для всей страны. Футболистам ничего не оставалось, как покинуть родину и искать счастья за рубежом. Сулейман Демоллари перебрался в бухарестское "Динамо", Руди Вата - в шотландский "Селтик" транзитом через кипрский "Эносис" Их примеру последовали и остальные, в основном направляясь в Грецию и на Балканы.

Подобные перемены в жизни страны всегда нелегко пережить. Однако на помощь ФАА пришел УЕФА, дав солидные средства на восстановление футбольной структуры, дабы в будущем у этого вида спорта был прочный фундамент на местной арене.

Следующие годы показали, что сборная и клубы Албании делают все возможное для достижения положительных результатов на европейской арене.

На клубном уровне "Скендербеу" - чемпион страны с 2011 по 2014 год - в кампании 2013/14 стал первым представителем Албании, добравшимся до третьего отборочного раунда Лиги чемпионов УЕФА. Тем же летом эта команда вместе с "Кукесом" первыми из албанцев участвовали в раунде плей-офф Лиги Европы УЕФА, что не может не вселять оптимизм в болельщиков.

Сборная Албании закончила отборочный цикл ЕВРО-2016 победой в Армении со счетом 3:0 и финишировала второй в группе. Самыми примечательными результатами албанцев в квалификации были победа в Португалии (1:0), а также две ничьих против датчан - 0:0 и 1:1. В результате албанцы впервые в истории вышли в финальную стадию крупного международного турнира. На ЕВРО во Франции сборная Албании не смогла выйти в плей-офф, зато одержала первую победу в финальной стадии - над румынами (1:0) в последнем туре группового этапа. Первый в истории Албании гол на крупном турнире забил Армандо Садику.

Футзальная сборная Албании также вошла в историю, впервые пробившись в основной раунд квалификации ЕВРО-2018. В предварительном раунде албанцы заняли первое место в группе с тремя победами, обыграв сборные Англии, Болгарии и Мальты.

http://ru.uefa.com/insideuefa/member-associations/association=alb/news/newsid=941781.html#албанскии+орешек

Вверх страницы  

Президент

 

Арманд Дука

Арманд Дука

Гражданство: Албания
Дата рождения: 7 октября 1962 года
Возглавил национальную ассоциацию: 2002

• Получив экономическое образование в университете Тираны, Арманд Дука стал успешным предпринимателем. Его компания, расположенная в области Дуррес, производит корм для животных и яйца.

• Первым футбольным шагом Дуки стало приобретение клуба "Эрзени" из города Шияк. В 2002 году он был избран президентом Футбольной ассоциации Албании (ФАА) и занялся развитием игры в стране, работал над улучшением спортивной инфраструктуры.

• Дука, который был переизбран президентом ФАА на четвертый срок, говорит: "Моя цель - удвоить число юношеских команд, привести структуру всех профессиональных клубов в соответствии с требованиями УЕФА и улучшить результаты всех албанских команд в турнирах УЕФА в клубном футболе и на уровне сборных".

Генеральный секретарь

 

Илир Шульку

Илир Шульку

Гражданство: Албания
Дата рождения: 20 января 1971 года
В должности генсека: 2012

• Бывший капитан сборной Албании Илир Шульку был профессиональным футболистом с 1987 по 2001 год. Начал и завершил карьеру в "Партизани", успел поиграть в Греции и Германии. За национальную команду с 1993 по 1999 год Шульку провел 41 матч и забил один гол.

• В 2006 году начал работать в Футбольной ассоциации Албании (ФАА). Сначала руководил детско-юношеским футболом, а затем отвечал за все турниры на внутренней арене.

• Генеральным секретарем ФАА Шулку стал 1 ноября 2012 гола. Также у него есть тренерская лицензия ФИФА категории Pro. В качестве наставника он работал с "Партизани" и "Бесой".

Информация о федерации

  • Дата основания: 1930
  • Членство в УЕФА: 1954
  • Членство в ФИФА: 1932
  • Адрес: Rruga e Elbasanit 1000 TIRANA
  • Телефон: +355 42 346605
  • Факс: +355 42 346609

Рейтинг ассоциаций

СтранаКлубыО
34ИсландияИсландия0/48.250
35ВенгрияВенгрия0/48.125
36АлбанияАлбания1/47.750
37БЮР МакедонияБЮР Македония1/47.250
38ФинляндияФинляндия0/46.900
Обновлено: 29/09/2017 07:17 CET

Награды сборных

Нет трофеев

Национальные турниры

Albania

AlbaniaFootball Association of Albania

The official website for European football

Results hint at Albanian ascension

Albanian football has reflected the nation's turbulent recent history – but has never been short of talent.
Results hint at Albanian ascension
Albania's players celebrate their surprise UEFA EURO 2016 qualifying win in Portugal ©AFP/Getty Images

Results hint at Albanian ascension

Albanian football has reflected the nation's turbulent recent history – but has never been short of talent.

Football arrived in Albania in the early 20th century when the inhabitants of the northern city of Shkoder were surprised to see a strange game played by students at a Christian mission. The sport swiftly grew in popularity in a country then under Ottoman Empire control.

Shkoder's credentials as Albanian football's birthplace were enhanced when in 1913 a side representing the city – and called Independence – played against a team of Austro-Hungarian soldiers. According to reports, the match lasted 45 minutes per half and stayed faithful to the laws of the game. It is also documented that no further official fixture took place until 1921. Then the Vllaznia club of Shkoder, who had been formed in February 1919, tackled opponents established one year later, Agimi, with Vllaznia winning.

After the sport caught on elsewhere, the Football Association of Albania (Federata Shqiptare e Futbollit – FShF) was created on 6 June 1930. The association gained membership of world football governing body FIFA in 1932, and later was a founder member of UEFA in 1954.

Despite the game's growth, the difficult economic situation in the country impeded efforts to forge a sound infrastructure for clubs. Nonetheless, Albania produced a number of talented players who moved abroad to boost their careers. The outstanding examples were Riza Lushta, Loro Boriçi and Naim Kryeziu who plied their trade in Italy for Juventus, SS Lazio and AS Roma, respectively, between 1940 and 1944.

A domestic championship was instituted in April 1930, featuring six teams: KF Skënderbeu, KS Bashkimi Shkodran, KF Teuta, KS Urani Elbasan, SK Vlora and KF Tirana. The first match was a 3-2 victory for Tirana over Bashkimi. Tirana, together with sides such as KF Dinamo Tirana, KF Vllaznia and FK Partizani, largely dominated the Albanian scene until the present day.

The years following the Second World War saw a new political order, with the introduction of a communist system having a positive impact on soccer's development. Football became popularised, its framework being strengthened as the sport was organised and encouraged in state enterprises, schools, villages and towns.

Albania's national-team debut arrived on 22 September 1946 with a 5-0 thrashing of Montenegro. A few weeks later, between 7 and 13 October, the Balkan Nations' Cup was held in Tirana, and the hosts ended up winning the tournament contested by four countries. Albania beat Romania 1-0 in the final to clinch their first Balkan Cup. Another memorable occasion was the 1-1 home draw with the Northern Ireland of George Best and Pat Jennings in November 1965, which ended the visitors' FIFA World Cup qualifying hopes. Albania dealt a similar blow to West Germany after a goalless UEFA European Championship qualifier in December 1967.

From 1991 crucial, political and economic changes had a tremendous effect as the nation's centralised financial and political systems fell. The result for footballers was an opportunity to travel. Sulejman Demollari went to FC Dinamo Bucureşti in Romania; Rudi Vata joined Enosis Neon Paralimni FC of Cyprus and then Scotland's Celtic FC. Greece and the Balkan states were other popular destinations.

Such changes in a country's life are always difficult, and UEFA's commitment to assisting smaller associations such as the FShF proved vital. Solidarity payments by European football's governing body enabled the Albanian football authorities to give the local game a firmer footing.

Albania's clubs and national teams continue to strive to deliver at European and world levels.

On the club front, Skënderbeu won six Super League – or Kategoria Superiore – titles in a row between 2011 and 2014, setting a new Albanian league record by becoming the first Albanian club to win six successive league crowns. In 2015, the club became the first Albanian side to reach the UEFA Champions League play-off round. They lost to Dinamo Zagreb and dropped into the UEFA Europa League, where they became the first Albanian team to qualify for a European competition group stage.

The national side, after ending their UEFA EURO 2016 qualifying campaign with a 3-0 away win against Armenia, finished second in their group and qualified for the final round in France. Highlights were a 1-0 away victory in Portugal, and 1-1 and 0-0 draws with Denmark. This was a remarkable achievement for the Albanian national team, who qualified for a major tournament for the first time as a result. Although the team did not qualify for the knockout phase, Albania achieved another 'first' in winning their last Group A match against Romania, thanks to a goal from Armando Sadiku - the first Albanian player to score in any major tournament.

The futsal national team also made history, advancing to their first main round in the UEFA Futsal EURO 2018 qualifying phase, after finishing top of their preliminary round group with three wins against England, host Bulgaria and Malta.

http://www.uefa.com/insideuefa/member-associations/association=alb/news/newsid=940030.html#results+hint+albanian+ascension

Skip to top  

President

 

Armand Duka

Armand Duka

Nationality: Albanian
Date of birth: 7 October 1962
Association president since: 2002

• With a degree in economics from the University of Tirana, Armand Duka is a celebrated figure in the Durres region who established himself in business as head of a firm which primarily produces animal feed and eggs.

• Having made his first move into football as owner of Shijak-based club KF Erzeni, Duka was elected for his first term as president of the Football Association of Albania (FShF) in 2002, determined to improve the image of Albanian football, promote the game and develop the nation's footballing infrastructure.

• Now in his fourth term as president, Duka said: "My goal is to double the number of teams at youth level, improve the structure of all professional clubs in line with UEFA requirements and improve the results of all Albanian teams, at club and national level, in UEFA competitions."

General secretary

 

Ilir Shulku

Ilir Shulku

Nationality: Albanian
Date of Birth: 20 January 1971
Association general secretary since: 2012

• Former Albanian national team captain, Ilir Shulku was a professional football player from 1987 until 2001, starting and ending his career with FK Partizani. He also spent brief spells in Greece and Germany. Shulku made 41 appearances for Albania from 1993 to 1999, scoring once.

• From 2006, he served at the Football Association of Albania (FShF) as a director of youth activities, and was subsequently promoted to director of all association domestic activities.

• Shulku became FShF general secretary on 1 November 2012. he also holds a FIFA Pro coaching license and has had coaching jobs with Partizani and KS Besa.

Association info

  • Founded: 1930
  • UEFA affiliation: 1954
  • FIFA affiliation: 1932
  • Address: Rruga e Elbasanit 1000 TIRANA
  • Telephone: +355 42 346605
  • Fax: +355 42 346609

Association club coefficients

CountryClubsPts
34MoldovaMoldova1/48.250
35HungaryHungary0/48.125
36AlbaniaAlbania1/47.500
37FYR MacedoniaFYR Macedonia1/47.250
38FinlandFinland0/46.900
Last updated: 25/08/2017 08:32 CET

Honours by National Teams

No titles won

Domestic competitions

Last updated: 12/09/2017 11:14 CET