Польша

ПольшаФутбольная федерация Польши

Официальный сайт европейского футбола

Через тернии к звездам

С 1919 года, когда была основана Футбольная федерация Польши, польский футбол переживал и неудачи, и грандиозные успехи.
Через тернии к звездам
Поляки радуются голу в ворота французов в матче за третье место ЧМ-1982 ©Bob Thomas/Getty Images

Через тернии к звездам

С 1919 года, когда была основана Футбольная федерация Польши, польский футбол переживал и неудачи, и грандиозные успехи.

Футбольная федерация Польши (ФФП) была основана 21 декабря 1919 года - через год после окончания Первой мировой войны и обретения страной независимости.

Одним из основателей, а впоследствии и первым президентом этой крупнейшей и старейшей в стране спортивной организации стал Эдвард Цетнаровски. Первоначально штаб-квартира ФФП находилась в Кракове. Футбол быстро завоевал популярность, и уже в 1921 году местный клуб "Краковия" стал первым чемпионом Польши, а в декабре того же года национальная сборная провела дебютный матч, в котором уступила венграм в Будапеште - 0:1.

В 1923 году ФФП вошла в состав ФИФА, и уже в следующем году сборная Польши отправилась в Париж на Олимпийские игры. Тем временем, в стране стартовал первый розыгрыш Кубка Польши. В финале "Висла" не без труда обыграла львовскую "Спарту" - 2:1. В 1927 году ФФП был реорганизован: штаб-квартира была перенесена в Варшаву и был создан высший дивизион чемпионата страны. Первым ее победителем стала все та же "Висла", а в 30-е годы несомненным лидером первенства был "Рух" - клуб из Хожува пять раз кряду завоевывал чемпионский титул.

Первый успех к сборной Польши пришел на Олимпийских играх в Берлине, где та заняла четвертое место. Два года спустя команда вышла в 1/8 финала мирового первенства, где в дополнительное время уступила Бразилии - 5:6. Эрнест Вилимовски, который в том матче забил четыре гола, позже был признан лучшим футболистом Польши.

"Полония" стала первым чемпионом возобновившегося после Второй мировой войны первенства страны. Однако, несмотря на наличие таких мастеров, как Герард Цислик, Эрнест Поль, Эдвард Шимковяк, Луцьян Брыхчи, в 50-е и 60-е годы польские клубы постоянно преследовали неудачи.

Луч надежды блеснул в 1970 году, когда "Гурник" из Забже пробился в финал Кубка кубков, но уступил "Манчестер Сити" (1:2), а "Легия" дошла до полуфинала Кубка чемпионов. Подобные достижения ознаменовали начало новой эры в истории польского футбола.

В 70-х годах сборная Польши под руководством Казимежа Гурски  демонстрировала поистине блестящую игру: на ее счету золото Олимпиады в Мюнхене в 1972-м, монреальское серебро четыре года спустя, бронза чемпионата мира-1974. Костяк сборной составляли Казимиж Дейна, Влодзимеж Любаньски, Ян Томашевски, Гжегож Лято, Роберт Гадоха, Хенрик Касперчак, Анджей Шармах, Йежи Горгонь и Владислав Жмуда.

В свете успехов последних лет пятое место команды Яцека Гмоха на ЧМ-1978 в Аргентине было воспринято как неудача. В том же 1978 году ФФП постигло несчастье - в автомобильной катастрофе погиб ее президент Эдвард Шнайдер.

Очередной успех к сборной Польши пришел в 1982 году, когда на чемпионате мира команда заняла третье место. В борьбе за бронзу поляки, ведомые лучшим футболистом в истории страны Збигневом Бонеком, одолели французов - 3:2. Но следующий мундиаль в Мексике закончился разочарованием - Польша выбыла из турнира на стадии 1/8 финала. С тех пор до начала нового века сборной не удавалось преодолеть квалификацию чемпионата мира и Европы. Единственным ее достижением за последнее время является серебро команды Януша Войчика на барселонской Олимпиаде в 1992 году.

В Польше успешно развивается юношеский футбол, о чем свидетельствуют золото ЧЕ-1993 среди юношей до 16 лет и серебро того же турнира шесть лет спустя. А в 2001 году поляки в возрастной группе до 18 лет стали победителями очередного континентального первенства. Небезуспешно выступали и женские команды: в 2013 году сборная среди девушек до 17 лет выиграла чемпионат Европы.

Достижения молодежи стали предвестником будущих побед главной команды страны: сборная выходила в финальную часть чемпионата мира 2002 и 2006 годов. Однако под началом Ежи Энгеля и Павела Янаша команде не удавалось преодолеть групповой этап. В 2008 году новый наставник команды Лео Беенхаккер впервые вывел ее в финальную стадию европейского первенства, которое проходило в Австрии и Швейцарии, но и там поляки не вышли из группы.

Спустя четыре года поляки на правах хозяев (наряду с Украиной) выступили на ЕВРО-2012, однако снова не пробились в плей-офф турнира, который был проведен на блестящем уровне. В первом матче финальной стадии на варшавском стадионе "Народовы" гол Роберта Левандовски принес полякам ничью с Грецией. Затем последовали ничья с Россией (1:1) и минимальное поражение от Чехии.

Следующим крупным турниром для сборной Польши - уже под руководством Адама Навалки - стал ЕВРО-2016 во Франции. Впервые в своей истории поляки смогли выйти из группы на европейском первенстве. Команда Навалки пробилась в четвертьфинал, где уступила по пенальти будущим чемпионам Европы - португальцам.

http://ru.uefa.com/insideuefa/member-associations/association=pol/news/newsid=1444956.html#через+тернии+звездам

Вверх страницы  

Президент

 

Збигнев Бонек

Збигнев Бонек

Гражданство: Польша
Дата рождения: 3 марта 1956 года
Возглавил национальную ассоциацию: 2012

• Легенда польского футбола. Збигнев Бонек начал карьеру в "Завише" из Быдгоща, после чего стал двукратным чемпионом Польши с "Видзевом", забив 50 голов в 172 матчах первенства страны. Перед ЧМ-1982 форвард перешел в "Ювентус" и выиграл с туринцами скудетто, Кубок обладателей кубков-1983/84 и Кубок европейских чемпионов-1984/85. Завершил карьеру в 1988 году, будучи футболистом "Ромы".

• Бонек дебютировал в сборной в возрасте 20 лет и выступал в финальной стадии чемпионатов мира 1978, 1982 и 1986 годов. Лучше всего ему удался ЧМ-1982, когда он оформил хет-трик в поединке с Бельгией и завоевал бронзовые медали. Всего провел за сборную 80 матчей и забил 24 гола.

• Тренировал ряд итальянских клубов, включая "Лечче" и "Бари". С 1999 по 2002 год был вице-президентом Футбольной федерации Польши (ФФП), а с июля по декабрь 2002-го тренировал национальную команду. В октябре 2012 года был избран президентом ФФП. "Нам много чего нужно сделать. Одна из важнейших задач - перестроить нашу систему детско-юношеской подготовки", - сказал он. В октябре 2016 года переизбран на четырехлетний срок.

Генеральный секретарь

 

Мацей Савицки

Мацей Савицки

Гражданство: Польша
Дата рождения: 20 января 1979 года
В должности генсека: 2012

• Мацей Савицки играл на профессиональном уровне за несколько польских клубов, включая "Урсус", "Легию", "Стомиль" и "Корону". В элитном дивизионе Польши провел 46 матчей, забив семь голов. Выступал за различные сборные - от юношеской (до 16 лет) до молодежной.

• Завершив карьеру в возрасте 23 лет, Савицки активно искал себя в бизнесе и занимал руководящие должности в коммерческих организациях. Затем вернулся в футбол и 15 ноября 2012 года был назначен генсеком Футбольной федерации Польши.

• Савицки окончил факультет управления Варшавского университета и бизнес-колледж при Университете Иллинойса, где получил степень магистра управления бизнесом. Также учился в Гарвардской бизнес-школе и успешно закончил обучение по программе развития лидерских качеств.

Информация о федерации

  • Дата основания: 1919
  • Членство в УЕФА: 1954
  • Членство в ФИФА: 1923
  • Адрес: Bitwy Warszawskiej 1920r. 7 02-366 WARSZAWA
  • Телефон: +48 22 551 2300
  • Факс: +48 22 551 2240

Рейтинг ассоциаций

СтранаКлубыО
18ИзраильИзраиль2/421.000
19КипрКипр2/420.800
20ПольшаПольша0/420.125
21РумынияРумыния1/519.450
22АзербайджанАзербайджан1/418.625
Обновлено: 29/09/2017 07:17 CET

Награды сборных

Национальные турниры

Poland

PolandPolish Football Federation

The official website for European football

Back to the future for Poland

Poland has a proud footballing history which has sustained the game through some lean years.
Back to the future for Poland
Poland celebrate a goal during their 3-2 victory against France in the 1982 World Cup third-place play-off ©Bob Thomas/Getty Images

Back to the future for Poland

Poland has a proud footballing history which has sustained the game through some lean years.

The Polish Football Federation (Polski Związek Piłki Nożnej or PZPN) was founded at a meeting in Warsaw on 20 and 21 December 1919, some 12 months after the country regained independence following World War One.

The PZPN, Poland's oldest and largest sporting organisation, had Edward Cetnarowski as its first president with headquarters in Krakow. The game grew fast: KS Cracovia were crowned Poland's maiden champions in 1921, and on 18 December of the same year the national team made their debut, losing 1-0 to Hungary in Budapest.

After the PZPN obtained FIFA membership in 1923, a national side competed at the next year's Paris Olympics. Another historic landmark was the first final of the Puchar Polski, or Polish Cup, which Wisla Kraków won 2-1 against LKS Sparta Lwów. Meanwhile, a new top flight, the Ekstraklasa, was established in 1927, launched with a Warsaw derby between Legia Warszawa and KS Warszawianka. Although Wisla Kraków were the first champions, KS Ruch Chorzów became the dominant force, lifting five Polish Cups.

The national team made an impression in the 1930s. The Bialo-czerwoni (Red and Whites) took fourth spot at the 1936 Berlin Olympics, before reaching the last 16 of the FIFA World Cup in France two years later. Here they lost 6-5 to Brazil after extra time; Ernest Wilimowski, then Poland's best player, scored four goals.

The PZPN returned to business after World War Two from Warsaw. KSP Polonia Warszawa were the first post-war champions. However, the 1950s and 1960s were lean years despite the talents of Gerard Cieślik, Ernest Pol, Edward Szymkowiak and Lucjan Brychczy. It was striker Cieślik who netted twice when Poland defeated the USSR 2-1 in Chorzów in a World Cup qualifier in 1957. Górnik Zabrze held sway domestically with six league titles in the 1960s. Their participation in the 1970 European Cup Winners' Cup final against Manchester City FC – lost 2-1 in Vienna – combined with Legia Warszawa's run to the European Champion Clubs' Cup semi-finals that season, heralded better days for Polish football.

Led by Kazimierz Górski, the national team started to sparkle. A gold medal at the 1972 Munich Olympics was followed by silver in Montreal four years later; sandwiched in between was a third-place finish at the 1974 World Cup in West Germany. Kazimierz Denya, Włodzmierz Lubański, Jan Tomaszewski, Grzegorz Lato, Robert Gadocha, Henryk Kasperczak, Andrzej Szarmach, Jerzy Gorgoń and Władysław Żmuda were key men.

In that context, Poland's fifth place at the 1978 World Cup in Argentina, under coach Jacek Gmoch, represented a failure. However, tragedy struck the PZPN later that year when its president Edward Sznajder died in a car crash.

The national team bounced back at the next World Cup in Spain in 1982, with Antoni Piechniczek as coach and Zbigniew Boniek – later voted Poland's greatest-ever footballer – as captain. They finished third after overcoming France 3-2 in a play-off. Nonetheless, the next World Cup in Mexico signalled a downturn. Eliminated by Brazil, the side would fail to qualify for a World Cup or UEFA European Championship until the new millennium. A silver medal at the 1992 Barcelona Olympics under Janusz Wójcik was small consolation.

Youth football brought redemption. Poland won the UEFA European Under-16 Championship (now a U17 event) in 1993, were runners-up in the same competition six years later, and also collected the U18 title in 2001, indicating a promising future. The women’s game also brought success – the WU17 team raced to the European title in 2013.

A return to the men’s elite stage came at the 2002 World Cup in Korea/Japan under Jerzy Engel. Paweł Janas was then in charge of the team that qualified for the 2006 tournament in Germany, where again they fell in the group phase. Subsequently it was a Dutchman, Leo Beenhakker, who oversaw Poland's first-ever qualification for a UEFA European Championship final tournament, in Austria and Switzerland in 2008.

Four years later, Poland were present at another EURO – as co-hosts in tandem with neighbouring Ukraine. Unfortunately for them, they were not able to qualify from the group stage of an extremely successful event. Star striker Robert Lewandowski scored the EURO 2012 finals opener against Greece at Warsaw’s National Stadium, but the game ended in a 1-1 draw. Poland then shared the points again with Russia (1-1), and lost against Czech Republic (0-1) to go out of the competition.

The next major tournament reached by Poland came when the team coached by Adam Nawałka qualified for the UEFA EURO 2016 finals in France where, for the first time in their history, the Poles managed to qualify from a EURO group stage, before losing on penalties to eventual title-winners Portugal in the quarter-finals.

http://www.uefa.com/insideuefa/member-associations/association=pol/news/newsid=945463.html#back+future+poland

Skip to top  

President

 

Zbigniew Boniek

Zbigniew Boniek

Nationality: Polish
Date of birth: 3 March 1956
Association president since: 2012

• A Polish footballing great, Zbigniew Boniek started his career at Zawisza Bydgoszcz before winning two Polish titles at Widzew Łódź, scoring 50 league goals in 172 games. The forward joined Juventus ahead of the 1982 FIFA World Cup, and won a league title, the 1983/84 UEFA Cup Winners' Cup and the 1984/85 European Champion Clubs' Cup with the Turin side before ending his playing career at AS Roma in 1988.

• Boniek made his national team debut at the age of 20 and played in the 1978, 1982 and 1986 World Cup finals, shining brightest in 1982 in Spain, where he scored a hat-trick against Belgium as Poland went on to finish third. He scored 24 goals in 80 games for his country.

• Having coached US Lecce and AS Bari among others in Italy, Boniek served as vice-president of the Polish Football Association (PZPN) from 1999 to 2002, when he briefly coached the national team. He was elected president of the PZPN in October 2012 and said: "We have many things to do. One of the most important is to rebuild our system of children's football education." Boniek won another four-year term in October 2016.

General secretary

 

Maciej Sawicki

Maciej Sawicki

Nationality: Polish
Date of birth: 20 January 1979
Association general secretary since: November 2012

• Maciej Sawicki played professional football for several Polish clubs, including RKS Ursus, Legia Warszawa, Stomil Olsztyn and Korona Kielce. Sawicki made 46 top-division appearances and scored seven goals. He also represented Poland from the Under-16 to U21 levels.

• Having decided to finish his playing career at the age of 23, he became active in business, holding executive positions in business organisations. He came back to football and became the Polish Football Association (PZPN) general secretary on 15 November 2012.

• Sawicki graduated from the Faculty of Management at Warsaw University and the College of Business at University of Illinois, where he attained his Master of Business Administration degree. He is also a graduate of the Executive Education Programme at Harvard Business School, where he successfully completed the Programme for Leadership Development.

Association info

  • Founded: 1919
  • UEFA affiliation: 1954
  • FIFA affiliation: 1923
  • Address: Bitwy Warszawskiej 1920r. 7 02-366 WARSZAWA
  • Telephone: +48 22 551 2300
  • Fax: +48 22 551 2240

Association club coefficients

CountryClubsPts
18IsraelIsrael2/421.000
19CyprusCyprus2/420.800
20PolandPoland0/420.125
21RomaniaRomania1/519.450
22AzerbaijanAzerbaijan1/418.625
Last updated: 29/09/2017 07:17 CET

Honours by National Teams