Официальный сайт европейского футбола

1960: Воплощение мечты

В финале первого чемпионата Европы сборная СССР усилиями вратаря Льва Яшина и Виктора Понедельника обыграла югославов.

rate galleryrate photo

1960: Воплощение мечты

В финале первого чемпионата Европы сборная СССР усилиями вратаря Льва Яшина и Виктора Понедельника обыграла югославов.

В истории спорта идеи проведения многих крупных состязаний принадлежали французам. Так было с чемпионатом мира, Кубком европейских чемпионов, современными Олимпийскими играми и с чемпионатом Европы, придуманным секретарем Футбольной федерации Франции Анри Делонэ.

Еще в 1927 году Делонэ предложил проводить континентальное первенство по футболу, однако проект стал воплощаться в жизнь лишь в 1954 при содействии УЕФА. Даже после этого некоторые европейские ассоциации скептически относились к идее Делонэ, который умер в 1955 году. Через два года Конгресс УЕФА наконец дал зеленый свет проведению чемпионата Европы.

Финальная стадия первого турнира состоялась во Франции - хозяева были выбраны из числа полуфиналистов. Дебютный Кубок европейских наций был под угрозой срыва из-за того, что число его участников не достигло минимума в 16 команд. Несколько заявок, поданных в последний момент, спасли турнир от провала, хотя Италия, Англия и ФРГ проигнорировали соревнование.

До 1/2 финала соперники выясняли отношения в плей-офф, проводя по матчу дома и на выезде. Первый матч первого круга состоялся 28 сентября 1958 года - на стадионе имени Ленина в Москве собралось более ста тысяч любителей футбола. Анатолий Ильин забил первый гол в истории турнира, и сборная СССР одержала блестящую победу над Венгрией со счетом 3:1. Команда вышла в следующий круг, взяв верх и в ответном поединке - 1:0.

В четвертьфинале СССР, можно сказать, подфартило: правительство генерала Франко запретило испанской команде играть с советской сборной. В 1/2 финала также пробились Франция, Югославия и Чехословакия. В полуфинальном поединке в Марселе команда СССР одолела Чехословакию с результатом 3:0 благодаря дублю Валентина Иванова.

Хозяева уступили югославам со счетом 4:5. Этот матч остается самым результативным в истории финальных стадий чемпионата Европы. "Трехцветные" играли без Раймона Копа и Жюста Фонтэна, и сборная Югославии одержала заслуженную победу, выйдя в финал, который состоялся 10 июля 1960 года в Париже.

В решающем матче блистательно играл вратарь сборной СССР Лев Яшин. В результате югославы забили лишь один гол, когда на помощь Милану Галичу пришел рикошет. Слава Метревели восстановил статус-кво, и судья назначил дополнительное время. В овертайме точный удар головой нанес Виктор Понедельник, обеспечив сборной СССР первый и единственный чемпионский титул.

"У любого игрока есть матчи и голы, которые являются вершиной его карьеры. Это был звездный момент всей моей жизни", - сказал позже Понедельник.

Обновлено: 28.09.14 3.17CET

https://ru.uefa.com/uefaeuro/season=1960/overview/index.html#1960+воплощение+мечты

Итог финала

Финал - 10.07.1960
СССР2-1Югославия
 
  • СССР побеждает в доп. время
  • Стадион: Парк-де-Пренс
  • Место проведения: Париж (FRA)
Полуфиналисты
Франция
Чехословакия
 

Календарь

Квалификация

Плей-офф

Финал

The official website for European football

Delaunay's dream realised in France

The Soviet Union beat Yugoslavia in the inaugural final, with Lev Yashin showing his class before Viktor Ponedelnik's extra-time winner.

rate galleryrate photo
1/0
counter
  • loading...

Final result

The final - 10/07/1960
USSR2-1Yugoslavia
 
  • USSR win after extra time
  • Stadium: Parc des Princes
  • Place: Paris (FRA)
Semi-finalists
Czechoslovakia
France
 
 

Calendar

Qualifying

Knockout phase

Final

Delaunay's dream realised in France

The Soviet Union beat Yugoslavia in the inaugural final, with Lev Yashin showing his class before Viktor Ponedelnik's extra-time winner.

As with the FIFA World Cup, the European Champion Clubs' Cup and the modern Olympics, the first major European national competition was the brainchild of a Frenchman: Henri Delaunay, the secretary of the French Football Federation.

He initially mooted his vision in 1927, but it took the advent of UEFA in 1954 to truly get the project off the ground. Even then, some of Europe's member associations remained reticent, and by the time the green light was shown at the 1957 UEFA Congress, Delaunay had passed away two years previously. Far from forgotten, however, he was a natural choice when it came to naming the trophy.

Delaunay's native France was selected from among the semi-finalists to host the first final tournament, but that was still a long way off when teething troubles emerged early on. Only a flurry of late applications took the number of entries over the required minimum of 16, and when the inaugural European Nations' Cup eventually got under way it did so without Italy, West Germany and England.

Built around a format of knockout home-and-away games until the semi-final stage, the competition finally became reality with the first match played at Moscow's Tsentralni Lenin Stadium on 29 September 1958. On that historic day, 100,572 people turned out to watch Anatoli Ilyin become the first scorer after just four minutes, as the USSR defeated Hungary 3-1 before advancing 4-1 on aggregate.

Through to the last eight, the Soviets were refused entry in Spain by General Franco, effectively handing Gavril Kachalin's side a bye. Fellow semi-finalists France, Yugoslavia and Czechoslovakia all progressed to the final tournament in more traditional fashion, yet any notion the Soviets did not deserve their place was quickly dispelled in Marseille, where the Czechs succumbed 3-0 with Valentin Ivanov scoring twice.

The hosts were eliminated in a thrilling 5-4 loss to Yugoslavia, still the competition's highest-scoring match. Raymond Kopa and Just Fontaine were missing for the French, but there was no denying the flair of the Yugoslavs – which contrasted neatly with the defensive fortitude of their opponents when the final kicked off in Paris on 10 July 1960.

Indeed, thanks to legendary USSR goalkeeper Lev Yashin, Milan Galić's deflected effort was all the Yugoslavs had to show for 90 minutes of domination. Slava Metreveli's equaliser took the game into extra-time and, as Yugoslavia began fading, Viktor Ponedelnik headed in to claim the Soviet Union's first and only trophy.

"There are matches and goals which are really special, sort of a climax of a player's sporting life," Ponedelnik said later. "That was the star moment of my life." For the tournament itself, there would be many more to come.

Last updated: 08/12/13 7.38CET

http://www.uefa.com/uefaeuro/season=1960/overview/index.html#delaunays+dream+comes+true

  • © 1998-2013 UEFA. All rights reserved.
  • The UEFA word, the UEFA logo and all marks related to UEFA competitions, are protected by trade marks and/or copyright of UEFA. No use for commercial purposes may be made of such trade marks. Use of UEFA.com signifies your agreement to the Terms and Conditions and Privacy Policy.