Официальный сайт европейского футбола

Паненка о решающем миге ЧЕ-1976

Судьбу первой серии пенальти в истории финалов чемпионата Европы решил чех Антонин Паненка, который в 1976 году огорчил сборную ФРГ и ее вратаря Зеппа Майера.
Паненка о решающем миге ЧЕ-1976
Антонин Паненка с трофеем Анри Делонэ ©Getty Images

Паненка о решающем миге ЧЕ-1976

Судьбу первой серии пенальти в истории финалов чемпионата Европы решил чех Антонин Паненка, который в 1976 году огорчил сборную ФРГ и ее вратаря Зеппа Майера.

Футбольная история помнит немало захватывающих серий пенальти в финальных стадиях крупных международных турниров. Однако самой знаменитой является, пожалуй, самая первая, состоявшаяся в финале чемпионата Европы-1976 в Белграде.

После каждой тренировки я оставался вместе с нашим голкипером и на плитку шоколада или стакан пива бил ему пенальти
Антонин Паненка

Сборная Чехословакии дважды выходила вперед, однако двукратные чемпионы Европы и мира немцы сравнивали счет, причем во второй раз сделали это на 90-й минуте. Полчаса дополнительного времени не изменили результат, и матч продолжился в серии 11-метровых. Ули Хенесс, подошедший к "точке" у немцев четвертым, пробил выше перекладины, а Антонин Паненка хладнокровно переиграл Зеппа Майера невиданным доселе резаным ударом и установил окончательный результат - 5:3 в пользу сборной Чехословакии.

Пенальти...
После каждой тренировки я оставался вместе с нашим голкипером и на плитку шоколада или стакан пива бил ему пенальти. Поскольку он был очень хорошим вратарем, эта забава обходилась мне недешево. Иногда перед сном я думал над тем, как же его обыграть, чтобы окупить свои потери.

Тогда мне пришла идея немного затянуть удар и затем слегка подкинуть мяч по центру ворот. У вратаря, который бросится в угол, попросту не будет шансов достать снаряд в такой ситуации. Это стало краеугольным камнем моего метода. Я стал понемногу пробовать это и применять на практике. В итоге я начал выигрывать пари все чаще и, как следствие, постепенно набирать вес. Потом я стал использовать этот способ в товарищеских матчах, во второстепенных турнирах. Я шлифовал мастерство и в конце концов смог бить таким образом даже в самых важных поединках, а потом забил так на чемпионате Европы.

Зепп Майер признается, что до сих пор переживает по поводу того гола...
Мне кажется, Зепп Майер воспринял случившееся не слишком хорошо. Похоже, это его сильно задело, и, наверное, ему не очень нравится упоминание моего имени. Я ни в коме случае не хотел выставить его дураком. Не знаю никого, кто способен шутить, когда на кону стоит победа на чемпионате Европы. Напротив, я решил ударить именно так, ибо это самый простой и удобный способ забить. Рецепт тут прост.

Неожиданный триумф чехословаков...
На чемпионат мы прибыли в ранге аутсайдеров, никто не ожидал от нас подвигов. Мы, игроки, имели несколько иную точку зрения, хотя чересчур оптимистичной ее назвать тоже было нельзя. Мы исходили из того, что у нас подобралась по-настоящему сильная команда. Сбалансированность состава была потрясающей - команда была сформирована из великолепных футболистов.

В рядах сборной имелись настоящие бойцы, были и непроходимые игроки, а также созидатели, и те, кто умеет завершить атаку голом. Наша вера в себя была основана на том, что на протяжении 20 матчей в преддверии чемпионата Европы, как отборочных, так и товарищеских, мы не встретили никого, кто смог бы нас одолеть. В результате с учетом двух встреч финальной стадии наша беспроигрышная серии достигла 22 матчей. Эта цифра уже сама по себе в достаточной мере говорит о нашей силе.

Обновлено: 21.03.16 12.29CET

Информация по теме

Игроки
  • SSI Err

https://ru.uefa.com/uefaeuro/season=1976/history-maker/index.html#паненка+решающем+миге+че+1976

The official website for European football

Panenka reflects on perfect penalty at EURO '76

Antonín Panenka discusses the physical toll – to his waistline – developing his audacious penalty took, and why the chance to use it in the 1976 EURO final shoot-out made it all worth it.

This content is streamed in such a way that it is protected and available only in a Flash format. Your device seems not to be compatible with our Flash video player.

 

Final result

The final - 20/06/1976
Czechoslovakia2-2West Germany
 
  • Czechoslovakia win 5-3 on penalties
  • Stadium: Stadion FK Crvena zvezda
  • Place: Belgrade (YUG)
Semi-finalists
Netherlands
Yugoslavia
 

Panenka reflects on perfect penalty at EURO '76

Antonín Panenka discusses the physical toll – to his waistline – developing his audacious penalty took, and why the chance to use it in the 1976 EURO final shoot-out made it all worth it.

There have been many penalty shoot-outs in major tournaments over the years, but perhaps the most famous was the very first: in the 1976 UEFA European Championship showpiece in Belgrade. Twice Czechoslovakia led; twice world and European champions West Germany equalised, the second in the last minute. A half-hour later penalties were needed, and after Uli Hoeness had struck West Germany's fourth effort over the bar, Antonín Panenka sensationally chipped the ball past Sepp Maier to seal a 5-3 shoot-out win.

After each training session I used to stay behind after a game with our goalkeeper and take penalties – we would play for a bar of chocolate or a glass of beer
Antonín Panenka

That penalty...
After each training session I used to stay behind after a game with our goalkeeper and take penalties – we would play for a bar of chocolate or a glass of beer. Since he was a very good goalkeeper it became an expensive proposition for me. So, sometimes before going to sleep I tried to think of ways of getting the better of him, to recoup my losses.

I got the idea that if I delayed the kick and just lightly chipped it, a goalkeeper who dived to the corner of the goal could not jump back up into the air, and this became the basis of my philosophy. I started slowly to test it and apply it in practice. As a side effect I started to gain weight, because I was winning the bets. I started to use it in friendlies, in minor leagues, and eventually I perfected it so I used it in the main league as well. The culmination was when I used it at the European Championship.

Giving Sepp Maier nightmares...
Well, I don't think Sepp Maier took it very well; he was and, perhaps still is, somewhat discomfited – I suspect he probably doesn't like the sound of my name too much. I never wished to make him look ridiculous, though. I am not aware of anyone who would be able to make fun of someone when the European Championship is at stake. On the contrary, I chose the penalty because I realised that it was the easiest and simplest way of scoring a goal. It's a simple recipe.

Czechoslovakia's surprise success...
When we left for the European Championship we were basically outsiders and nobody expected us to achieve any success there. We, the players, had a somewhat different view, even if we weren't great optimists either. Yet the fact is that we had a really strong team; the composition of the team was outstanding, made up of outstanding individuals.

We had a great balance; we had some real tough fighters, a few creators and a few finishers; the combination and range was ideal. We had excellent trainers and in 20 matches – both qualifying and friendlies – prior to the European Championship, nobody beat us. With the two matches at the finals we made it 22 games unbeaten; that in itself is sufficient testimony to the team's great strength.

Last updated: 15/05/12 10.28CET

Related information

Player profiles
  • SSI Err

http://www.uefa.com/uefaeuro/season=1976/history-maker/index.html#panenka+reflects+euro

  • © 1998-2013 UEFA. All rights reserved.
  • The UEFA word, the UEFA logo and all marks related to UEFA competitions, are protected by trade marks and/or copyright of UEFA. No use for commercial purposes may be made of such trade marks. Use of UEFA.com signifies your agreement to the Terms and Conditions and Privacy Policy.