Официальный сайт европейского футбола

Звездный час ван Бастена

До чемпионата Европы 23-летний нападающий Марко ван Бастен считался одним из самых перспективных футболистов планеты. После он уже был звездой первой величины.
Звездный час ван Бастена
Марко ван Бастен после одного из трех голов в ворота сборной Англии ©Getty Images

Звездный час ван Бастена

До чемпионата Европы 23-летний нападающий Марко ван Бастен считался одним из самых перспективных футболистов планеты. После он уже был звездой первой величины.

До чемпионата Европы 1988 года 23-летний нападающий сборной Нидерландов Марко ван Бастен считался одним из самых перспективных футболистов планеты. По окончании турнира он уже был звездой первой величины - помогли хет-трик в матче с англичанами, победный мяч в полуфинальном поединке с ФРГ и красивейший гол в ворота сборной СССР в финале. Любопытно, что тот сезон складывался для голландца далеко не идеально - дебютировав в "Милане", вскоре ван Бастен повредил голеностоп. Стартовый матч чемпионата Европы-1988 с командой СССР он начал на скамейке запасных.

Пропуск первого матча...
Михелс выбрал Босмана потому, что до этого я весь сезон был травмирован. К тому моменту Босман уже провел несколько матчей, в которых хорошо себя проявил, поэтому необходимости в перестановках не было. Никогда не меняй победный состав, а голландцы тогда побеждали. Меня не покоробило то, что я остался вне игры. К тому же я был не в лучшей форме. Не думаю, что должен был оказаться в "основе". Просто смотрел, учился у других и ждал своего шанса.

Хет-трик в матче с Англией...
Это был очень важный поединок для сборной Нидерландов, меня самого и всей моей карьеры. Я сохранил о нем прекрасные воспоминания. После этого матча изменилось все. У меня был сложный год, меня преследовали травмы. Однако после встречи со сборной Англии дела пошли в гору. Я забил три мяча, и мы в упорнейшей борьбе одолели англичан. Остальные матчи давались нам легче, и все закончилось хорошо.

Полуфинал против сборной ФРГ Юргена Колера...
Обе команды очень старались. Порой побеждали мы, порой - немцы. Каждый раз мы играли со взаимным уважением - в конце концов это самое важное в футболе. Матч в Гамбурге был особенным. Победить немцев, а тем более сделать это на их поле, - такое происходит не очень часто.

Все газеты трубили, что я буду играть против Колера. Я думал про свою команду, он - про свою. Я больше беспокоился не о личных противостояниях, а том, что мы, сборная Нидерландов, играем против команды ФРГ. Лучшее было то, что после долгих лет воспоминаний о поражений в 1974, мы выиграли полуфинал.

Финал...
Мы были в ударе. Все складывалось в нашу пользу, многие из нас обрели уверенность. Не думаю, что кто-то вообще особо нервничал. Мы были убеждены, что можем выиграть матч и весь турнир. Думаю, мы все это чувствовали, хотя поначалу немного опасались, что проиграем и будем выглядеть неважно. В итоге мы все же играли, будучи уверенными в себе, что очень важно на таких турнирах.

Тот самый гол...
Это случилось во втором тайме, и к тому моменту я уже порядком устал. Я получил мяч от Арнольда Мюрена и подумал, что у меня есть два варианта - попытаться обыграть всю защиту соперника, либо рискнуть и сразу пробить по воротам. Конечно, при таком ударе нужно, чтобы удача была на твоей стороне. Все получилось идеально. Иногда такие вещи случаются. Можно сказать, что мне повезло в нужный момент. Я много могу рассуждать о том эпизоде, ведь после гола я испытал просто фантастическое чувство. Я должен быть благодарен тому, что этот гол случился в моей жизни и футбольной истории Нидерландов.

Можно подолгу рассказывать, но ту радость словами не передать. Я был счастлив оттого, что мне и Нидерландам была дарована эта победа. После того как мы повели со счетом 2:0, осознали, что вполне способны завоевать золотые медали. Однако я не понимал, какой красивый мяч отправил в ворота Рината Дасаева. Это можно увидеть и по моей реакции в тот момент. Я словно спрашиваю: "Что случилось?"

Обновлено: 15.05.12 20.06CET

Информация по теме

Игроки
  • SSI Err

https://ru.uefa.com/uefaeuro/season=1988/history-maker/index.html#звездныи+бастена

The official website for European football

Van Basten remembers 'fantastic' EURO '88

A hat-trick against England, a semi-final winner versus West Germany and a spectacular volley to see off the Soviet Union in the final – Marco van Basten is not short of memories from 1988.
Van Basten remembers 'fantastic' EURO '88
Marco van Basten celebrates one of his three goals against England ©Getty Images
 

Final result

The final - 25/06/1988
USSR0-2Netherlands
 
  • Stadium: Olympiastadion
  • Place: Munich (GER)
Semi-finalists
West Germany
Italy
 

Van Basten remembers 'fantastic' EURO '88

A hat-trick against England, a semi-final winner versus West Germany and a spectacular volley to see off the Soviet Union in the final – Marco van Basten is not short of memories from 1988.

Before the 1988 UEFA European Championship, 23-year-old Netherlands striker Marco van Basten was one of the most promising talents in the game. A hat-trick against England, a semi-final winner versus West Germany and a spectacular volley from an acute angle to see off the Soviet Union in the final, and he was already in football's hall of fame. Not bad for someone who had just had his debut season at AC Milan interrupted by an ankle injury, and indeed, who only started the opening match against the USSR on the bench.

Sitting out the opening game...
[Michels] chose Bosman because I was injured the entire season before. Bosman had already played a few games and did well, so there was no reason to change. Never change a winning team and Holland was winning. It was not a big problem for me to sit it out. I was not in good shape. I had no reason to think that I should be among the first XI. I was just watching and learning and waiting for the moment when I got my chance.

A hat-trick against England...
That was a very nice memory and a very important game for me, Holland and for my career. It was a game where everything changed. I had a difficult year with lot of injury problems. From that moment everything changed and everything went positive. I scored three goals and we won an exciting match against England. Afterwards, the other matches were easier and all the things went well.

Coming up against West Germany's Jürgen Kohler in the semi-finals…
Both of us played hard. Sometimes he won, sometimes I won, but I think we always played with mutual respect: that is the most important thing in football, in the end. The game in Hamburg was a very special match for us because winning against Germany, especially in Germany, is not a thing that happens very often.

The whole press was writing that I was playing against [Kohler]. I was taking care of my team and he was doing his job in his team. I feel more that we as a team, Holland, were playing against Germany. The best thing was that after so many years of remembering the loss in '74, Holland finally won a semi-final.

The final…
We were on a roll. Everything was positive and a lot of players had found their confidence; I do not think that anybody was particularly nervous. We were convinced we could win the match and the whole tournament. I think that was a strong feeling that we all had in the end. In the beginning we were afraid of losing and not being able to perform well; in the end, we had confidence which is very important in a tournament like that.

THAT volley...
It was in the second half and I was a little tired. The ball came from Arnold Muhren and I was thinking, OK, I can stop it and do things with all these defensive players or I could do it the more easy way, take a risk and shoot. You know, you need a lot of luck with a shot like that. Everything went well. It is one of these things that sometimes just happen. You try to do it, but you need so much luck and at that moment, it was given to me, to do it at the right time.

I can tell a lot of stories, but it was just a fantastic feeling. I have to be happy and thankful that such a moment was given to me and to Holland. That was the moment where we could say: "It is 2-0, we can win this game." But the excitement about the goal, I did not really understand it and what I did. You can also see that in my reaction. I am asking: "What is happening?"

Last updated: 15/05/12 10.27CET

Related information

Player profiles
  • SSI Err
Member associations
  • SSI Err
Team profiles
  • SSI Err

http://www.uefa.com/uefaeuro/season=1988/history-maker/index.html#van+basten+remembers+euro

  • © 1998-2013 UEFA. All rights reserved.
  • The UEFA word, the UEFA logo and all marks related to UEFA competitions, are protected by trade marks and/or copyright of UEFA. No use for commercial purposes may be made of such trade marks. Use of UEFA.com signifies your agreement to the Terms and Conditions and Privacy Policy.