Официальный сайт европейского футбола

Новое время, новый формат

Лига Европы УЕФА развилась из Кубка УЕФА, идея проведения которого пришла в голову швейцарцу Эрнсту Томмену, итальянцу Отторино Баррази и англичанину сэру Стэнли Роузу.
Новое время, новый формат
Основание трофея Лиги Европы УЕФА ©Getty Images

Новое время, новый формат

Лига Европы УЕФА развилась из Кубка УЕФА, идея проведения которого пришла в голову швейцарцу Эрнсту Томмену, итальянцу Отторино Баррази и англичанину сэру Стэнли Роузу.

Лига Европы УЕФА развилась из Кубка УЕФА, идея проведения которого пришла в голову швейцарцу Эрнсту Томмену. Позже он вместе с итальянцем Отторино Баррази (оба вскоре стали вице-президентами ФИФА) и англичанином сэром Стэнли Роузом (будущим президентом ФИФА) создал турнир для команд, представлявших европейские города, где регулярно проходили ярмарки.

Предшественником Кубка УЕФА стал Кубок Ярмарок. Турнир появился на свет 18 апреля 1955 года, через две недели после создания Кубка европейских чемпионов. В первом Кубке Ярмарок приняли участие команды Барселоны, Базеля, Бирмингема, Копенгагена, Франкфурта, Лозанны, Лейпцига, Лондона, Милана и Загреба. Дебютный розыгрыш длился три года, поскольку матчи проводились во время ярмарок. Команда из Барселоны, в составе которой выступали профессионалы из одноименного клуба, отпраздновала победу, одолев в финале лондонцев с общим счетом 8:2.

Во втором Кубке Ярмарок организаторы решили задействовать только профессиональные клубы, причем команды по-прежнему должны были представлять города, где проходили ярмарки. В Кубке Ярмарок-1958/60 сыграло 16 команд, после чего турнир стал проводиться каждый год. К 1962 году количество участников возросло до 32, а в наше время превысило сотню. Поначалу в Кубке Ярмарок доминировали команды с юга Европы. Например, "Барселона" праздновала победу трижды, "Валенсия" - два раза. В 1968 году "Лидс" стал первым клубом из северной Европы, который завоевал почетный трофей, после чего Кубок Ярмарок в течение пяти лет оставался за английскими командами.

Кубок УЕФА
В сезоне 1971/72 Кубок Ярмарок был переименован в Кубок УЕФА, и первым победителем нового кубка стал "Тоттенхэм". Турнир сменил название, поскольку отныне проводился под эгидой УЕФА и больше никак не был связан с ярмарками. В 70-е годы в его рамках клубы из Германии, Нидерландов, Бельгии и Швеции вполне успешно соперничали с английскими командами. С 1968 по 1984 год лишь одна итальянская команда, "Ювентус", сумела прервать гегемонию клубов с севера, выиграв Кубок УЕФА в 1977-м.

Зато после двух подряд побед "Реала" в середине 80-х годов, в 90-е на первый план вышли итальянцы. Успех "Наполи" в 1989 году положил начало восьми триумфам итальянских команд в Кубке УЕФА в течение 11 сезонов, причем "Интер" трижды завоевывал престижный трофей. В 2000 году победу одержал "Галатасарай", который стал первым турецким клубом, выигравшим турнир на европейской арене. За исключением 1964 и 1965 годов финал Кубка УЕФА разыгрывался по сумме двух матчей. Формат изменился в 1998 году, когда решено было проводить финал из одного поединка. Тогда "Интер" одолел в Париже "Лацио" со счетом 3:0.

Начиная с сезона 1999/00 в Кубке УЕФА стали принимать участие и победители национальных кубков, поскольку Кубок обладателей кубков был упразднен. Кроме того, в Кубок УЕФА стали попадать клубы, потерпевшие неудачу в третьем отборочном раунде Лиги чемпионов, и те, кто занял третьи места в своих квартетах на групповом этапе Лиги чемпионов. В сезоне 2004/05 в Кубке УЕФА появился групповой этап на 40 клубов, каждый из которых проводил на данной стадии по четыре игры.

Лига Европы УЕФА
26 сентября 2008 года Исполнительный комитет УЕФА решил, что с сезона 2009/10 соревнование будет называться Лигой Европы УЕФА. Кроме названия, изменится и формат турнира. На групповом этапе будут соревноваться 48 клубов, которые будут играть шесть матчей дома и на выезде, как на групповом этапе Лиги чемпионов УЕФА. В двух из первых трех розыгрышей Лиги Европы победил мадридский "Атлетико", а между его успехами вклинился триумф "Порту". Затем турнир покорился лондонскому "Челси" и "Севилье", которая с четырьмя титулами побила рекорд по количеству побед в Кубке УЕФА/Лиге Европы и отстояла трофей в 2016-м.. С 2015 года победитель Лиги Европы получает путевку в Лигу чемпионов.

Работа Бертони
Трофей представляет собой серебряную чашу весом 15 килограммов. Оригинальный кубок на мраморной подставке был изготовлен в миланской мастерской Бертони к финалу 1972 года. У него нет ручек, благодаря чему трофей выглядит просто и элегантно. Фигуры ведущих борьбу за мяч игроков в основании несут не только декоративную функцию, но и придают устойчивость конструкции - на их плечи опирается восьмигранный кубок с эмблемой УЕФА.

http://ru.uefa.com/news/newsid=837696.html#новое+время+новыи+формат

The official website for European football

From Fairs Cup via UEFA Cup to UEFA Europa League

The UEFA Europa League evolved from the UEFA Cup, which itself was conceived by Switzerland's Ernst Thommen, along with Italy's Ottorino Barrasi and England's Sir Stanley Rous.
From Fairs Cup via UEFA Cup to UEFA Europa League
The UEFA Europa League trophy ©Getty Images

From Fairs Cup via UEFA Cup to UEFA Europa League

The UEFA Europa League evolved from the UEFA Cup, which itself was conceived by Switzerland's Ernst Thommen, along with Italy's Ottorino Barrasi and England's Sir Stanley Rous.

The UEFA Europa League evolved from the UEFA Cup, which itself was initially conceived by Switzerland's Ernst Thommen who, along with Italy's Ottorino Barrasi and England's Sir Stanley Rous, later FIFA President, had created a tournament for representative sides from European cities that regularly held trade fairs.

This forerunner to the UEFA Cup, the Inter-Cities Fairs Cup, was founded on 18 April 1955, two weeks after the founding of the European Champion Clubs' Cup. The first Fairs Cup involved teams from Barcelona, Basel, Birmingham, Copenhagen, Frankfurt, Lausanne, Leipzig, London, Milan and Zagreb. The original tournament lasted three years, with matches timed to coincide with trade fairs. Barcelona, using players purely from FC Barcelona, beat a London representative side 8-2 on aggregate in the final.

For the second tournament the organisers reverted to club participation but the teams still had to come from cities staging trade fairs. Sixteen sides took part in the 1958–60 tournament, after which the competition was run on an annual basis. By 1962 the number of entrants had risen to 32; there are now over 100. In its early years, clubs from southern Europe dominated, notably Barcelona, who won it three times, and Valencia who prevailed twice. In 1968 Leeds United became the first northern European outfit to lift the trophy, heralding a run of six successive victories by English teams.

UEFA Cup
The fifth of these was in 1971/72, by Tottenham Hotspur, and the first to be known as the UEFA Cup. The change of name was recognition of the fact the competition was now organised by UEFA and no longer associated with the trade fairs. During the 1970s German, Dutch, Belgian and Swedish sides began to successfully compete with the English and between 1968 and 1984 only one team from the south – Juventus in 1977 – managed to disrupt the supremacy of the northern Europeans.

But following back-to-back triumphs by Real Madrid CF in the mid-1980s, Italian clubs took control in the 1990s. Starting with SSC Napoli's success in 1989, Italian sides landed the UEFA Cup eight times in eleven seasons, with  Internazionale Milano winning it three times, before Galatasaray claimed it as Turkey's first European club prize in 2000. With the exception of 1964 and 1965, the final had, like the previous rounds, always been a two-legged, affair. The format changed permanently to a one-off final in 1998 when Inter beat Lazio 3-0 at the Parc des Princes in Paris.

From 1999/2000, domestic cup winners also qualified for the UEFA Cup after the UEFA Cup Winners' Cup was disbanded. In addition, teams eliminated from the third qualifying round of the UEFA Champions League and the eight third-placed finishers at the end of the latter tournament's group stage entered the competition. A group phase was introduced for the first time in 2004/05 involving 40 clubs playing four games apiece.

UEFA Europa League
Since 2009/10 the competition has been known as the UEFA Europa League, with the group stage expanded to 48 sides playing six matches on a home-and-away format similar to the UEFA Champions League. Atlético Madrid took two of the first three titles, sandwiching an Porto triumph, and that was followed by successes for Chelsea and Sevilla. From 2015 the winners gain entry to the following season's UEFA Champions League; Sevilla were the first to benefit with their record fourth coronation and they retained the trophy in 2016.

Bertoni trophy
The trophy itself, which weighs 15kg and is silver on a yellow marble plinth, was designed and crafted by the Bertoni workshops in Milan for the 1972 final. It has no handles, its beauty lying in its simplicity. Just above the plinth, a group of players seem to be jostling for the ball. In fact they are supporting the octagonal cup which is emblazoned with the UEFA emblem.

http://www.uefa.com/news/newsid=837647.html#from+fairs+cup+uefa+europa+league