UEFA.com лучше работает в других браузерах
С 25 января UEFA.com больше не поддерживает Internet Explorer.
Для оптимальной работы сайта мы рекомендуем Chrome, Firefox и Microsoft Edge.

Урок ирландского для англичан

Англия - Ирландия 0:1
Чемпионат Европы начался для англичан поражением от сборной Ирландии.

Рэймонд Хафтон забил единственный гол в матче
Рэймонд Хафтон забил единственный гол в матче Popperfoto via Getty Images

Ирландцы впервые выступали в финальной стадии крупного турнира, поэтому Англия считалась явным фаворитом. Однако в связи с травмой Терри Бутчера в центре обороны "трех львов" играли сплошь молодые футболисты, и их неопытностью воспользовался соперник.

Когда Кевин Моран со штрафного подал на чужую половину поля, защитник Марк Райт сместился вправо, но этим только помешал своему партнеру Гэри Стивенсу, и в результате мяч достался Энтони Гэлвину. Последовал навес в штрафную, где англичанин Кенни Сэнсом отбил мяч на Джона Олдриджа, тот головой отпасовал на своего партнера по "Ливерпулю" Хафтона, который и нанес меткий удар со "второго этажа".

ЕВРО-1988. ЧТО НАДО ЗНАТЬ

Пропустив уже на шестой минуте, англичане до самого перерыва не могли прийти в себя. Более того, они едва не пропустили второй мяч, когда Хафтон, сыграв на грани офсайда, убежал на свидание с Питером Шилтоном. Голкипер выручил. После перерыва "три льва" уже полностью владели инициативой и создали столько моментов, что хватило бы на победу с крупным счетом.

Опасный момент у ворот сборной Ирландии
Опасный момент у ворот сборной ИрландииBob Thomas Sports Photography vi

Трижды англичане выводили Гари Линекера один на один с вратарем. Сначала Боннер справился сам, затем ему на выручку пришла перекладина, а после нападающий "Барселоны" послал мяч рядом со штангой. Позже выяснилась причина его неважной игры в финальной стадии - у Линекера обнаружили одну из форм гепатита.

Боннер же продолжал творить чудеса в рамке, отбивая опасные удары Джона Барнса, Питера Бердсли, того же Линекера и Брайана Робсона. Одержав победу, наставник сборной Ирландии Джек Чарльтон, который в составе сборной Англии выиграл ЧМ-1966, отомстил своей родной национальной команде за то, что в 1977 году ему не доверили в ней пост главного тренера.

Три дня спустя подопечные Чарльтона заработали ничью со сборной СССР (1:1), но поражение от Нидерландов (0:1) в заключительном туре группового этапа не позволило им продолжить борьбу. Тем не менее, ирландцы покидали чемпионат с высоко поднятой головой, тогда как англичане отправились домой с тремя поражениями в трех матчах.

СИМВОЛИЧЕСКАЯ СБОРНАЯ ЕВРО-1988

Составы

Англия: Шилтон, Сэнсом, Райт, Адамс, Стивенс, Барнс, Робсон (к), Уэбб (Ходдл 60), Уоддл, Линекер, Бирдсли (Хэйтли 82)
Запасные: Вудс, Вивиан Андерсон, Макмэхон
Главный тренер: Бобби Робсон

Ирландия: Боннер, Хьютон, Моран, Маккарти, Моррис, Гэлвин (Шиди 77), Уилан, Макграт, Хаутон, Степлтон (к) (Куинн 46), Олдридж
Запасные: Пейтон, Берн, Джон Андерсон
Главный тренер: Джек Чарльтон

Главный судья: Зигфрид Киршен (ГДР)

Early Houghton strike humbles England in EURO 1988 Group 2

England 0-1 Republic of Ireland
Packie Bonner denied England repeatedly after Ray Houghton's early strike.

 Ray Houghton celebrates putting Ireland ahead with team-mate Ronnie Whelan
Ray Houghton celebrates putting Ireland ahead with team-mate Ronnie Whelan Popperfoto via Getty Images

England were favourites against a Republic of Ireland side making a historic first appearance in major final tournaments. The absence of the injured Terry Butcher, however, put pressure on England's young central defenders, whose inexperience was exploited almost immediately.

Kevin Moran took a free-kick and hit it long, Ireland's main mode of attack. Mark Wright moved out to the right to cover, though contrived only to get in Gary Stevens' way. The ball fell to Tony Galvin, who hooked in a cross that Kenny Sansom inadvertently ballooned up in the air. John Aldridge headed it to Liverpool club-mate Ray Houghton, whose own header looped beyond Peter Shilton.

EURO 1988: All you need to know

There were just six minutes on the clock and it took England until half-time to recover from the shock, Shilton having to dive at Houghton's feet when the busy little midfield player broke the offside trap. But the second half was one long England attack, producing enough chances to have won the match twice over.

Ireland go close again in Stuttgart
Ireland go close again in StuttgartBob Thomas Sports Photography vi

Three times Gary Lineker was put clean through, to have one shot saved by Packie Bonner, clip the bar with the second and put the other just past the far post. It was not the end of Lineker's travails at the finals, with the Barcelona man failing to find the net in three attempts – it was later revealed he was suffering from a form of hepatitis.

Bonner, though, was the man who initially provided the main point of frustration for that talented England forward line by saving from John Barnes, Peter Beardsley, Lineker (three more times) and Bryan Robson. Jack Charlton, a member of England's 1966 FIFA World Cup-winning side, had revenge over his own country, who had turned him down as national coach back in 1977.

His charges were again impressive three days later, holding the USSR to a 1-1 draw, though a narrow defeat by the Netherlands brought an end to their campaign. They nevertheless departed with heads held high; England went away with tails between their legs after three losses from three. The FIFA World Cup two years later saw a marked improvement, however; for Ireland too.

EURO 1988: Team of the Tournament

Lineups

Ireland line up in Stuttgart with Packie Bonner in yellow
Ireland line up in Stuttgart with Packie Bonner in yellowPopperfoto via Getty Images

England: Shilton; Sansom, Wright, Adams, Stevens; Barnes, Robson (c), Webb (Hoddle 60), Waddle; Lineker, Beardsley (Hateley 82)
Substitutes: Woods, Viv Anderson, McMahon
Coach: Bobby Robson

Ireland: Bonner; Hughton, Moran, McCarthy, Morris; Galvin (Sheedy 77), Whelan, McGrath, Houghton; Stapleton (c) (Quinn 46), Aldridge
Substitutes: Peyton, Byrne, John Anderson
Coach: Jack Charlton

Referee: Siegfried Kirschen (East Germany)