История и факты: "Фенербахче" - "Зенит"

"Фенербахче" под руководством нового тренера принимает в Стамбуле "Зенит", который на групповом этапе Лиги Европы УЕФА набрал в гостях всего два очка.

"Фенербахче" стал вторым в группе D
"Фенербахче" стал вторым в группе D ©AFP/Getty Images

"Фенербахче" и "Зенит" начинают 1/16 финала Лиги Европы УЕФА поединком в Стамбуле. Турки возобновляют европейскую кампанию под руководством нового тренера, а "Зенит", ушедший на зимний перерыв лидером чемпионата России, проводит первый официальный матч в 2019 году.

• "Фенербахче" осенью лихорадило на внутренней арене, зато "желтые канарейки" сумели пробиться в плей-офф Лиги Европы. Стамбульцы набрали всего восемь очков на групповом этапе - меньше, чем любой из остальных клубов, сумевших завоевать путевку в плей-офф. От занявшего первое место в квартете загребского "Динамо" турецкая команда отстала на шесть баллов. Как и "Фенер", "Зенит" гарантировал себе выход из группы за тур до финиша. Из 11 набранных в группе С очков питерцы сразу девять набрали на своем поле.

Предыдущие встречи
• "Фенербахче" в Стамбуле представителям России не проигрывал: В2 Н2. В третий раз кряду "Фенер" встречается в 1/16 финала Лиги Европы с российской командой. В сезоне 2015/16 стамбульцы со счетом 3:1 одолели по сумме двух матчей "Локомотив" (2:0 дома, 1:1 на выезде), а в кампании 2016/17 уступили "Краснодару" (0:1 в гостях, 1:1 дома).

Лучшие сейвы группового этапа
Лучшие сейвы группового этапа

• "Зенит" провел лишь один матч с турецким клубом в турнирах под эгидой УЕФА. В рамках группового этапа Кубка УЕФА-2005/06 сине-бело-голубые в последнем туре поделили очки с "Бешикташем" (1:1) на его поле, что принесло им путевку в плей-офф.

Факты о командах
"Фенербахче"
• "Фенербахче" финишировал вторым в прошлом чемпионате и уступил в финале Кубка Турции. В первенстве лучшим стал "Галатасарай", а в кубке сенсационное поражение гранду нанес "Акхисар" - 3:2. Путь в еврокубках "Фенербехче" начал с третьего отборочного раунда Лиги чемпионов УЕФА, где уступил "Бенфике" (0:1 в гостях и 1:1 дома), после чего попал в групповой этап Лиги Европы.

• "Фенербахче" в пятый раз выступал на групповой стадии Лиги Европы и в пятый раз пробился в плей-офф, хотя в первом туре в гостях был разгромлен загребским "Динамо" - 1:4. Затем с одинаковым счетом 2:0 были обыграны трнавский "Спартак" и "Андерлехт", и эти победы в итоге оказались решающими. Впрочем, из клуба всего через четыре месяца после назначения был уволен главный тренер Филип Коку.

• Лучшее выступление "Фенербахче" в Лиге Европы приходится на сезон 2012/13, когда стамбульский клуб дошел до полуфинала. Если не считать кампанию 2015/16 и победу над "Локомотивом", это был единственный раз, когда команда преодолела стадию 1/16 финала, обыграв БАТЭ (0:0 в гостях и 1:0 дома). В ЛЕ-2009/10 на этой стадии "Фенербахче" был бит "Лиллем" (1:2 в гостях и 1:1 дома). Статистика клуба в домашних матчах 1/16 финала: В2 Н2.

Лучшие моменты группового этапа
Лучшие моменты группового этапа

• В домашних матчах группового этапа текущего розыгрыша "Фенербахче" набрал семь очков, ни разу не пропустив. Беспроигрышная домашняя серия команды в Лиге Европы составляет 11 матчей (В8 Н3). Стамбульцы забивали дома в 17 еврокубковых матчах подряд, пока в шестом туре этой Лиги Европы не сыграли по нулям с загребским "Динамо".

"Зенит"
• "Зенит" занял пятое место в чемпионате России-2017/18 и в 12-й раз подряд участвует в еврокубках. В третьем отборочном раунде этой Лиги Европы "Зенит" проиграл стартовый матч в Минске местному "Динамо" со счетом 0:4, но дома совершил удивительный камбек. Петербуржцы победили в овертайме с результатом 8:1. В раунде плей-офф "Зенит" с общим счетом 4:3 взял верх над "Мольде" (3:1 дома и 2:1 в гостях).

• "Зенит" играет на групповом этапе Лиги Европы в третий раз подряд и в четвертый раз в общей сложности. Во всех случаях клуб с берегов Невы выходил в плей-офф с первого места - впервые это случилось в сезоне 2010/11. На групповом этапе этого розыгрыша "Зенит" в Санкт-Петербурге взял верх над "Славией", "Бордо" и "Копенгагеном" (все победы с разницей в один мяч), попутно добыв ничьи в Дании и Франции. Беспроигрышная серия прервалась только в шестом туре, когда питерцы, уже гарантировав себе выход из группы, со счетом 0:2 уступили в Праге "Славии".

• Для "Зенита" это шестой выход в 1/16 финала Лиги Европы. В четырех из пяти предыдущих случаев питерцы шагали дальше, а единственную осечку допустили два года назад с "Андерлехтом" (0:2 в гостях и 3:1 дома). На этой стадии "Зенит" успел обыграть "Янг Бойз" (2010/11, 1:2 в гостях и 3:1 дома), "Ливерпуль" (2012/13, 2:0 дома и 1:3 в гостях), ПСВ (2014/15, 1:0 в гостях и 3:0 дома) и "Селтик" (2017/18, 0:1 в гостях и 3:0 дома). Таким образом, "Зенит" одержал победы во всех пяти своих домашних матчах 1/16 финала, но на выезде потерпел четыре поражения.

Самые эффектные голы Лиги Европы-2018/19
Самые эффектные голы Лиги Европы-2018/19

• Добившись ничьей в Копенгагене в первом туре, "Зенит" прервал серию из четырех гостевых поражений в еврокубках. При этом команда не знает побед уже в семи выездных матчах на евроарене (Н2 П5). Последняя из них пришлась на шестой тур прошлой Лиги Европы (3:1 против "Реал Сосьедад"). В плей-офф Лиги Европы "Зенит" провел на выезде 10 матчей и потерпел девять поражений. Единственное исключение - встреча четырехлетней давности с ПСВ в Эйндховене. При этом питерцы никогда не забивали в плей-офф Лиги Европы на выезде больше одного мяча.

Изменения в заявках на Лигу Европы
"Фенербахче"
Дозаявлены: Садык Чифтпынар, Виктор Моузес, Толгай Арслан
Отзаявлены: Барыш Алыджы, Аатиф Шахешух, Диего Рейес, Йигитан Гювели

"Зенит"
Дозаявлены: Ярослав Ракицкий, Сердар Азмун, Вильмар Барриос
Отзаявлены: Леандро Паредес, Максим Бачинский, Юрий Лодыгин, Дмитрий Кириллов, Никита Каккоев, Михаил Кизеев, Миха Мевля, Дмитрий Плетнев, Иван Тарасов

Связи между командами
• Защитник "Зенита" Луиш Нету провел прошлый сезон в аренде у "Фенербахче" и принял участие в 13 матчах чемпионата Турции.

• С 2004 по 2007 год Мартин Шкртел был игроком "Зенита", за который забил три гола в 74 матчах российской премьер-лиги. В 2007 году он стал с петербуржцами чемпионом страны.

Финты и трюки
Финты и трюки

• Шкртел и зенитовец Роберт Мак - партнеры по сборной Словакии.

• Полузащитник "Фенебахче" Матье Вальбуэна выступал в 2014-2015 годах за московское "Динамо" бок о бок с Юрием Жирковым, Александром Кокориным и Кристианом Нобоа. На счету француза 29 матчей и шесть голов в чемпионате России.

• Защитник "Фенербахче" Роман Нойштедтер выступает с 2016 года за сборную России наряду со многими игроками "Зенита". Осенью он забил гол туркам в домашнем матче Лиги наций УЕФА (2:0), а нападающий "Зенита" Артем Дзюба отличился до этого в Трабзоне (2:1).

• Гол Ислама Слимани принес сборной Алжира ничью в матче с Россией на групповом этапе ЧМ-2014 (1:1), после которой россияне покинули турнир. В той игре участвовали Олег Шатов и Кокорин.

• Маурисио Исла ("Фенербахче") и Клаудио Маркизио ("Зенит") вместе выступали в 2012-2014 годах за "Ювентус".

• В январе "Фенербахче" усилили Виктор Моузес и Толгай Арслан, которые на групповом этапе текущей Лиги Европы провели по два матча за "Челси" и "Бешикташ" соответственно. "Зенит" же усилил Ярослав Ракицкий, осенью игравший за "Шахтер" на групповом этапе Лиги чемпионов УЕФА.

Самые яркие звезды
Самые яркие звезды

• "Зенит" забил осенью шесть мячей и показал самую низкую результативность среди победителей 12 групп Лиги Европы. Из числа всех команд, пробившихся в 1/16 финала, еще меньше, четыре мяча, забила только "Славия", финишировавшая второй в том же квартете С.

Тренеры
• Эрсун Янал - один из самых опытных и харизматичных тренеров. У руля "Фенербахче" он стал 14 декабря 2018 года, когда за три дня до своего 57-летия сменил работавшего с командой на временной основе Эрвина Кумана. Янал уже работал с "желтыми канарейками". В сезоне 2013/14 он привел "Фенер" к чемпионскому титулу, но летом неожиданно покинул пост и отправился в "Трабзонспор". В послужном списке Янала есть также запись о работе со сборной Турции, которую он возглавлял с апреля 2004-го по июнь 2005-го.

• Сергей Семак стал главным тренером "Зенита" в мае 2018 года. До этого он полтора года успешно работал в "Уфе", которую впервые в истории вывел в еврокубки. Экс-полузащитник сборной России ранее работал ассистентом главного тренера в "Зените", где завершил игровую карьеру. Был капитаном сборной России на ЕВРО-2008, где команда Гуса Хиддинка дошла до полуфинала. Пятикратный чемпион России (два золота с ЦСКА, два с "Рубином" и одно с "Зенитом") завоевал также с ЦСКА Кубок России-2001/02.

Наверх

Fenerbahçe v Zenit background

Fenerbahçe have changed coach as they welcome Zenit, who picked up only two points on their travels in the group stage, to Istanbul.

Fenerbahçe finished second in Group D in the autumn
Fenerbahçe finished second in Group D in the autumn ©AFP/Getty Images

Fenerbahçe and Zenit kick off the round of 32 with an intriguing first leg in Istanbul, the Turkish club resuming their European campaign under a new coach with a first ever fixture against Zenit, the winter leaders of the Russian Premier League.

• Fenerbahçe's autumn struggles in the Turkish Süper Lig were counterbalanced by the extension of their UEFA Europa League journey into the spring, although they finished with eight points, the lowest total of any of the 24 qualified teams and six points behind section winners Dinamo Zagreb. Like the Turkish club, Zenit sealed their round of 32 berth with a match to spare, nine of the 11 points that enabled them to top Group C being registered at home.

Previous meetings
• Fenerbahçe are unbeaten in Istanbul against Russian visitors (W2 D2). This is the third UEFA Europa League round of 32 in a row that they have been drawn against Russian opposition; they defeated Lokomotov Moskva 3-1 on aggregate in 2015/16 (2-0 home, 1-1 away) but went out to Krasnodar 12 months later (0-1 away, 1-1 home).

The best saves of the group stage
The best saves of the group stage

• Zenit have played just one UEFA fixture against a Turkish club, a 1-1 draw in Istanbul against Beşiktaş in their final fixture of the 2005/06 UEFA Cup group stage that clinched their place in the knockout phase.

Form guide
Fenerbahçe
• Fenerbahçe finished runners-up in the Turkish league and cup last season, Galatasaray edging them out in the Süper Lig and unheralded Akhisar shocking them with a 3-2 cup final win. They opened their 2018/19 European campaign with a UEFA Champions League third qualifying round defeat by Benfica (0-1 away, 1-1 home), which sent them directly into the UEFA Europa League group stage.

• The Istanbul club's fifth group appearance ended like the previous four, with progress into the knockout phase, although they had to recover from an opening 4-1 defeat away to Dinamo Zagreb. A pair of 2-0 wins at home to Spartak Trnava and Anderlecht ultimately proved decisive during a Group D campaign in which Dutch coach Phillip Cocu was sacked after four months in charge.

• Fenerbahçe's most successful UEFA Europa League adventure was in 2012/13, when they reached the semi-finals. They defeated BATE Borisov (0-0 away, 1-0 home) in that round of 32; in 2009/10 they were knocked out at this stage by LOSC Lille (1-2 away, 1-1 home). Their round of 32 record in Istanbul is therefore W2 D2.

Europa League group stage review
Europa League group stage review

• Fenerbahçe claimed seven points at home in this season's group stage, keeping clean sheets in all three matches. They are unbeaten at home in the UEFA Europa League proper in their last 11 fixtures, winning eight. The Yellow Canaries had scored in 17 successive European home games until they drew 0-0 with Dinamo Zagreb on matchday six.

Zenit
• Fifth in the 2017/18 Russian Premier League, Zenit's 12th successive European campaign began in the UEFA Europa League third qualifying round, where they staged an astonishing second-leg comeback against Dinamo Minsk in St Petersburg, winning 8-1 after extra time in response to a shock 4-0 first-leg defeat in Belarus. Their play-off victory over Molde was also a tight call, a 3-1 home win preceding a 2-1 loss in Norway.

• Zenit's third successive appearance in the UEFA Europa League group stage, and fourth in all, maintained their perfect record of qualifying for the knockout phase as section winners – a feat achieved for the first time in 2010/11. They defeated Slavia Praha, Bordeaux and København in St Petersburg, all by one-goal margins, and drew 1-1 in both Denmark and France, ceding their unbeaten record only on matchday six when, already through, they lost 2-0 at second-placed Slavia.

Best goals of the 2018/19 group stage
Best goals of the 2018/19 group stage

• This is the Russian side's sixth appearance in the round of 32. They have won four of their five ties, the only blot coming against Anderlecht two years ago (0-2 away, 3-1 home). Their victories have been against Young Boys in 2010/11 (1-2 away, 3-1 home), Liverpool in 2012/13 (2-0 home, 1-3 away), PSV Eindhoven in 2014/15 (1-0 away, 3-0 home) and Celtic in 2017/18 (0-1 away, 3-0 home). While they have won all five fixtures in St Petersburg, they have lost four away legs.

• Zenit's 1-1 draw at København on matchday one ended a run of four successive European away defeats, but they are still without a win on the road in seven (D2 L5) going back to a 3-1 victory at Real Sociedad on matchday six of last season's UEFA Europa League. In the competition's knockout phase they have played ten away fixtures and lost nine, the only exception that round of 32 win in Eindhoven four years ago. They have never scored more than one goal in the away leg of any springtime tie in this competition.

UEFA Europa League squad changes
Fenerbahçe
In: Sadık Çiftpınar, Victor Moses, Tolgay Arslan
Out: Barış Alıcı, Aatif Chahechouhe, Diego Reyes, Yiğithan Güveli

Zenit
In: Yaroslav Rakits'kyy, Sardar Azmoun, Wilmar Barrios
Out: Leandro Paredes, Maksim Bachinski, Yuri Lodygin, Dmitri Kirillov, Nikita Kakkoev, Mikhail Kizeev, Miha Mevlja, Dmitri Pletnev, Ivan Tarasov

Links and trivia
• Luís Neto played for Fenerbahçe on loan from Zenit last season, making 13 league appearances.

• Martin Škrtel represented Zenit between 2004 and 2007, scoring three goals in 74 league appearances. He won the league in 2007.

Europa League group stage skillzone
Europa League group stage skillzone

• Škrtel and Zenit's Robert Mak both play for Slovakia.

• Fenerbahçe's French midfielder Mathieu Valbuena has also played in Russia, making 29 league appearances and scoring six goals for Dinamo Moskva between 2014 and 2015, where his team-mates included current Zenit trio Yuri Zhirkov, Aleksandr Kokorin and Christian Noboa.

• Fenerbahçe's Roman Neustädter is a Russia team-mate of several Zenit players. He scored against Turkey in a 2-0 home win in the UEFA Nations League last autumn, as did Zenit's Artem Dzyuba in Russia's earlier 2-1 away victory in Trabzon.

• Islam Slimani scored the goal that helped Algeria clinch a 1-1 draw against Russia and progress to the 2014 FIFA World Cup round of 16 at their opponents' expense. Oleg Shatov and Kokorin featured for Russia.

• Mauricio Isla (Fenerbahçe) and Claudio Marchisio (Zenit) played together at Juventus from 2012–14.

• Two of Fenerbahçe's January signings played in this season's UEFA Europa League group stage for other clubs, Victor Moses and Tolgay Arslan each making two appearances for Chelsea and Beşiktaş respectively. Zenit's new arrival, Yaroslav Rakits'kyy, also appeared four times for Shakhtar Donetsk during the autumn in the UEFA Champions League.

Brightest stars of the #UEL group stage
Brightest stars of the #UEL group stage

• Zenit's six goals in the group stage was the lowest number recorded by any of the 12 section winners. The only team to qualify with fewer goals were their Group C rivals Slavia Praha, who scored four.

The coaches
• One of Turkey's most experienced and charismatic coaches, Ersun Yanal was reappointed by Fenerbahçe on 14 December 2018 – three days before his 57th birthday – to replace interim coach Erwin Koeman. His first spell, in 2013/14, proved highly successful as he led them to the Süper Lig title before departing unexpectedly the following summer and resurfacing at Trabzonspor. His lengthy career history as a coach includes a stint in charge of the Turkish national team from April 2004 to June 2005.

• Sergei Semak took over as Zenit's head coach in May 2018 after an impressive 18-month tenure at FC Ufa that led to the club's first ever European qualification. The former Russia international midfielder had previously worked as an assistant coach at Zenit after ending his playing career there. His peak years on the field came at CSKA Moskva, where he skippered the club to Russian league and cup triumphs, though he left for Paris Saint-Germain midway through the 2004/05 season in which the Moscow club won the UEFA Cup.

Top