Болгария

БолгарияБолгарский футбольный союз

Официальный сайт европейского футбола

Болгарские кумиры и надежды

Болгария подарила миру целый ряд великолепных футболистов, таких как Георгий Аспарухов, Христо Стоичков, Димитар Бербатов и Стилян Петров.
Болгарские кумиры и надежды
Болгарские футболисты Йордан Лечков и Христо Стоичков празднуют победу над Германией в четвертьфинале ЧМ-1994 ©Getty Images

Болгарские кумиры и надежды

Болгария подарила миру целый ряд великолепных футболистов, таких как Георгий Аспарухов, Христо Стоичков, Димитар Бербатов и Стилян Петров.

Футбол в Болгарию привезла группа студентов, прибывших домой из Стамбула, а в 1909 году была официально зарегистрирована первая команда.

Тем не менее, вряд ли можно было говорить о серьезной организации футбола до 1 января 1923 года, когда была создана Болгарская национальная федерация спорта. Годом Болгария вступила в ФИФА. В сезоне 1924/25 шесть клубов приняли участие в первом национальном чемпионате.

В том же сезоне провела дебютный матч сборная страны, уступившая австрийцам в Вене со счетом 0:6. Болгарам пришлось ждать первой победы аж шесть лет. Первый успех пришел во встрече с Румынией, которая была повержена в Софии со счетом 5:3. В 1932 году в копилке сборной оказался первый трофей - одолев Румынию, Югославию и Грецию, Болгария победила на Кубке Балкан.

В 1937 году национальное первенство стало проводиться по новым правилам - с участием 10 команд и системой подсчета очков. В 1945 году был впервые разыгран Кубок Болгарии, а в 1954-м Болгарский футбольный союз (БФС) вступил в УЕФА.

В стране установился коммунистический режим, и многие известные клубы стали представлять различные государственные структуры. Самыми яркими примерами были софийские ЦСКА (клуб армии) и "Левски" (клуб МВД). Основная борьба за национальные награды велась между этими командами, которые на двоих завоевали около 70 чемпионских титулов.

Гегемония ЦСКА и "Левски" продолжалась несколько десятилетий. Помимо них, в этот период первенство покорялось только "Берое" из Стара-Загоры, софийскому "Локомотиву", "Этару", "Литексу", софийской "Славии" и трем представителям Пловдива - "Спартаку", "Ботеву" и "Локомотиву".

В 2012 году на авансцену болгарского футбола стремительно ворвался "Лудогорец", выигравший пять национальных чемпионатов подряд. Кроме того, команда из Разграда дважды играла на групповом этапе Лиги чемпионов УЕФА.

Глобальный успех на международной арене по-прежнему остается для болгар мечтой. Их высшее достижение - второе место на Олимпийских играх в Мексике в 1968 году. Впрочем, болгарам надо отдать должное - на их счету семь попаданий на чемпионат мира. Успешнее всего они выступили в 1994-м в США, где вышли в полуфинал, одолев в 1/4 чемпионов мира немцев. С первенствами Европы болгарам повезло меньше. Они пробивались в финальную часть лишь дважды: на ЕВРО-96 и ЕВРО-2004.

Страна не испытывала недостатка в талантливых игроках, а самым известным болгарским футболистом на сегодня остается, пожалуй, Георгий Аспарухов. Жизнь легендарного центрфорварда "Левски" трагически оборвалась в автокатастрофе в 1971 году. Самый титулованный болгарский игрок - Христо Стоичков. За последние 15 лет ярко проявили себя нападающий Димитар Бербатов и полузащитник Стилян Петров. 

В конце 80-х Стоичков заработал репутацию бомбардира, выступая за столичный ЦСКА. Благодаря фантастической игре Стоичков позже оказался в "Барселоне", где приобрел мировую славу. Ведомый болгарином клуб четыре раза подряд становился сильнейшим в Испании, а также выиграл Кубок европейских чемпионов-1991/92. Для каждого болгарского игрока лучший футболист Европы 1994 года - настоящий пример для подражания.

Бывший нападающий "Байера", "Тоттенхэма" и "Манчестер Юнайтед" Бербатов - самый успешный болгарский футболист нового века. Он признавался лучшим в стране рекордные семь раз и является самым результативным игроком в истории сборной (48).

Стилян Петров стал не только рекордсменом сборной по проведенным матчам (106), но и источником вдохновения для тысяч людей. Несколько лет он отважно боролся с острым лейкозом и смог вернуться в футбольную жизнь.

В 2015 году Болгария и БФС успешно провели финальную стадию чемпионата Европы среди юношей до 17 лет, где впервые участвовали 16 команд. Сейчас страна и национальная ассоциация готовятся принять ЧЕ-2020 среди девушек до 17 лет.

В ноябре 2017 года БФС при финансовой поддержке УЕФА открыл новый Дом футбола в Бояне, что на окраине Софии. Новая штаб-квартира включает в себя три поля, многофункциональный зал, теннисный корт и гостиницы. "Для нас это особенный день. Сегодня сбылась моя мечта и мечта многих поколений болгарских игроков", - сказал на официальной церемонии открытия президент БФС Борислав Михайлов.

http://ru.uefa.com/insideuefa/member-associations/association=bul/news/newsid=945373.html#болгарские+кумиры+надежды

Вверх страницы  

Президент

 

Борислав Михайлов

Борислав Михайлов

Гражданство: Болгария
Дата рождения: 12 февраля 1963 года
Возглавил национальную ассоциацию: 2005

• Борислав Михайлов - рекордсмен сборной Болгарии по количеству сыгранных матчей (102). Он представляет славную династию голкиперов. Его отец Бисер Михайлов выступал в 60-х за софийский "Левски", а его сын Николай - ныне вратарь национальной сборной.

• В составе "Левски" Борислав Михайлов по три раза выигрывал чемпионат и Кубок Болгарии. Позже он играл в Португалии, Франции, Англии и Швейцарии. На ЧМ-1994 сборная Болгарии, в которой Михайлов был капитаном и играл вместе с Христо Стоичковым, Эмилом Костадиновым и Красимиром Балаковым, дошла до полуфинала.

• Завершив карьеру профессионального игрока в 1998 году, Михайлов через два года стал членом Исполнительного комитета Болгарского футбольного союза (БФС), а еще через год - вице-президентом. В октябре 2005-го он был избран на пост президента БФС. "Наша задача - развивать футбол на всех уровнях: детском, юношеском, женском и самом элитном. Мы тесно сотрудничаем с УЕФА во всех направлениях с целью прогресса футбола в Болгарии", - отмечал Михайлов, который был переизбран президентом БФС в 2009 году, а затем и в феврале 2014-го. В 2011-м он вошел в состав Исполнительного комитета УЕФА, куда был переизбран спустя четыре года.

Генеральный секретарь

 

Борислав Попов

Борислав Попов

Гражданство: Болгария
Дата рождения: 26 ноября 1955 года
В должности исполнительного директора: 2006

• Борислав Попов - выпускник юридического факультета Софийского университета.

• Работал юридическим советником и старшим юридическим советником. Был главным юрисконсультом в софийском муниципалитете и правительстве страны. С 1997 по 2002 год консультировал бывшего президента Болгарии Петара Стоянова по правовым вопросам.

• С июля 2006 года занимает должность исполнительного директора Болгарского футбольного союза.

Информация о федерации

  • Дата основания: 1923
  • Членство в УЕФА: 1954
  • Членство в ФИФА: 1924
  • Адрес: 26 Tzar Ivan Assen II Str. 1124 SOFIA
  • Телефон: +359 2 9426 202
  • Факс: +359 2 9426 200

Рейтинг ассоциаций

СтранаКлубыО
23ШвецияШвеция1/418.475
24ШотландияШотландия1/418.125
25БолгарияБолгария1/418.125
26БеларусьБеларусь1/417.875
27НорвегияНорвегия1/416.925
Обновлено: 29/09/2017 07:17 CET

Награды сборных

Нет трофеев

Национальные турниры

Bulgaria

BulgariaBulgarian Football Union

The official website for European football

Bulgaria's journey studded with success

Bulgaria's new generation can aspire to the standards set by Hristo Stoitchkov, Dimitar Berbatov and Stiliyan Petrov.
Bulgaria's journey studded with success
Yordan Letchkov and Hristo Stoitchkov celebrate Bulgaria's famous 2-1 victory against Germany in the 1994 World Cup quarter-finals ©Getty Images

Bulgaria's journey studded with success

Bulgaria's new generation can aspire to the standards set by Hristo Stoitchkov, Dimitar Berbatov and Stiliyan Petrov.

A group of students arriving home from Istanbul are credited with introducing football to Bulgaria and establishing the first official team in 1909.

However, it was not until 1 January 1923 that the game was properly organised with the formation of the Bulgarian National Sports Federation. A year later, Bulgaria became a member of FIFA, and in 1924/25 the first national championship was played involving six clubs.

The country also took part in its first international match that season, a 6-0 defeat by Austria in Vienna which presaged a six-year wait for a win. Eventually, Bulgaria defeated Romania 5-3 in Sofia and went on to claim a maiden piece of silverware in 1932. The national side outplayed Romania, Yugoslavia and Greece to lift the Balkans Cup.

In 1937 a new national league consisting of ten teams was inaugurated, with the winners being determined by a points system for the first time. A national cup competition, the Bulgarian Football Union (BFS) Cup, followed in 1945. Then, in 1954, the BFS joined European football's new governing body UEFA.

Bulgaria was now under communist rule, and many of the leading clubs came to represent state bodies. The most notable examples were PFC CSKA Sofia, the army team, and PFC Levski Sofia, who were linked to the interior ministry. Between them, these two sides have collected more than 70 major honours.

That winning tradition was alive for several decades as PFC Beroe Stara Zagora, Spartak Plovidv, Botev Plovdiv, PFC Lokomotiv Sofia, PFC Etar Veliko Turnovo, PFC Litex Lovech, PFC SlaviaSofia and PFC Lokomotiv Plovdiv 1936 were the only other clubs to have landed the championship.

In 2012, PFC Ludogorets emerged on the domestic football stage and won five league titles in a row. The team also rewrote the history books in reaching the UEFA Champions league group stages twice.

International success has proved more elusive. A silver medal at the 1968 Olympic Games in Mexico is the closest Bulgaria have come to glory. Nonetheless, the national team have qualified for seven FIFA World Cup tournaments, and in the United States in 1994 they finished fourth having eliminated holders Germany in the quarter-finals.

Their record in the UEFA European Championship has been rather less impressive, and prior to UEFA EURO 2004 in Portugal the country's solitary finals appearance had been at EURO '96.

Not that Bulgaria have lacked individual talent. Perhaps the country's greatest player was Georgi Asparuhov, an all-conquering centre-forward with Levski whose star dimmed prematurely when he died in a car crash in 1971. However, it is Hristo Stoitchkov who is the most celebrated, with record goalscorer Dimitar Berbatov and Stiliyan Petrov the country's most notable exports in recent years.

Stoitchkov made his name as a prolific goalscorer with CSKA in the late 1980s. His form brought a move to FC Barcelona, where he catapulted to fame by winning four straight Spanish titles and the European Champion Clubs' Cup in 1991/92. European Footballer of the Year in 1994, he is the example Bulgaria's players must now follow.

Former Bayer 04 Leverkusen, Tottenham and Manchester United forward Dimitar Berbatov became the most successful player since the turn of the century, having won the Player of the Year award a record seven times. Berbatov also became the country's all-time top goalscorer (48).

Stiliyan Petrov not only became the most capped international (106 caps), but is now an inspiration for thousands of people following his brave fight with acute leukaemia.

In 2015, Bulgaria and the BFU successfully organised the European UEFA Under-17 Championship finals, the first with 16 participants. Now, the country and the governing body are looking forward to staging the UEFA European Women's Under-17 Championship final tournament in 2020.

On November 17 2016, the BFU opened its new House of Football, funded with UEFA's help, at Boyana, on the outskirts of Sofia. The new headquarters include three pitches, a multi-functional hall, a tennis court and a hotel. “This is an exceptional day for us. This is a dream come true for me and many generations of Bulgarian players,” said BFU president Borislav Mihaylov during the official opening ceremony.

https://www.uefa.com/insideuefa/member-associations/association=bul/news/newsid=944851.html#bulgarias+journey+studded+with+success

Skip to top  

President

 

Borislav Mihaylov

Borislav Mihaylov

Nationality: Bulgarian
Date of birth: 12 February 1963
Association president since: 2005

• Bulgaria's most capped player with 102 appearances, Borislav Mihaylov is part of a goalkeeping dynasty; his father Biser Mihaylov played for PFC Levski Sofia in the 1960s while his son Nikolai Mihaylov has now followed him into the national team.

• Borislav Mihaylov won three league titles and three Bulgarian Cups with Levski, played in Portugal, France, Italy and Switzerland and captained the Bulgaria side featuring the likes of Hristo Stoichkov, Emil Kostadinov, Krasimir Balakov and Yordan Lechkov that reached the 1994 FIFA World Cup semi-finals.

• Hanging up his boots in 1998, Mihaylov became a member of the Bulgarian Football Union (BFS) executive committee in 2000, and was vice-president from 2001 until he was elected president in October 2005. He said: "Our aim is to develop the game on all levels - from children, youth and women's football to improving the quality of the elite teams. We are working closely with UEFA in all possible areas for the development of the game." Following a second term from 2009, Mihaylov was re-elected again in February 2014. He was elected to the UEFA Executive Committee in 2011, and re-elected in 2015.  

General secretary

 

Borislav Popov

Borislav Popov

Nationality: Bulgarian
Date of birth: 26 November 1955
Association chief executive director since: 2006

• Borislav Popov graduated from the faculty of law at Sofia University.

• He had previously worked as a legal adviser, senior legal adviser and chief legal adviser at the Sofia municipality and later within the government. Popov was also legal adviser to former Bulgarian president Petar Stoyanov (in office between 1997 and 2002).

• Popov has been chief executive director of the Bulgarian Football Union (BFU) since July 2006.

Association info

  • Founded: 1923
  • UEFA affiliation: 1954
  • FIFA affiliation: 1924
  • Address: 18 Vitoshko lale Str. BG - 1616 Sofia
  • Telephone: +359 2 9426 202
  • Fax: +359 2 9426 200

Association club coefficients

CountryClubsPts
21RomaniaRomania1/520.050
22AzerbaijanAzerbaijan1/419.125
23BulgariaBulgaria1/418.875
24SwedenSweden1/418.725
25BelarusBelarus1/418.375
Last updated: 03/11/2017 09:38 CET

Honours by National Teams

No titles won