Золотой финиш Дании

Дания - Германия 2:0
Голы Йона Йенсена и Кима Вильфорта принесли датчанам золото чемпионата Европы-1992.

Финал ЧЕ-1992: Дания - Германия 2:0
Финал ЧЕ-1992: Дания - Германия 2:0

Несмотря на мощный старт сборной Германии, датчане забили по голу в каждом из таймов и добились исторической победы, которая к всеобщему удивлению футбольной общественности принесла им титул чемпионов Европы.

Сборная Германии начала встречу так, словно собиралась раздавить своей мощью выскочек-финалистов. Петер Шмейхель трудился в поте лица, один за другим отражая выстрелы Карла-Хайнца Ридле, Штефана Ройтера и Гвидо Бухвальда. Однако затем датчане оставили свои баррикады и неожиданно вышли вперед.

ЕВРО-1992: Что надо знать


Ким Вильфорт выиграл борьбу за мяч у Андреаса Бреме и пасом пяткой вывел на оперативный простор Флемминга Поульсена. Последний, в свою очередь, переадресовал снаряд Йону Йенсену, который, несмотря на отчаянный рывок Штефана Эффенберга, мощным ударом от границы штрафной вогнал мяч под перекладину. В своем 48-м матче на международной арене Йенсен забил только второй гол. Позднее на клубном уровне за "Арсенал" он отличился только в 98-й игре.

Немцам пропущенный мяч, казалось, только добавил сил, и они с новыми силами бросилась на штурм ворот датчан. Шмейхель практически в безнадежной ситуации справился с ударом Юргена Клинсманна, после чего не дал забить Эффенбергу. Впоследствии близок к успеху был Ридле, замыкавший прострел Клинсманна, однако мяч с линии ворот вынес Кент Нильсен. Очередной момент не реализовал все тот же Клинсманн - голкипер снова продемонстрировал чудеса реакции.

Президент УЕФА Леннарт Юханссон вручает трофей Ларсу Ольсену
Президент УЕФА Леннарт Юханссон вручает трофей Ларсу ОльсенуBob Thomas Sports Photography vi

Казалось, гол лишь дело времени. Так оно и случилось, но радовались вновь датчане. Победную точку поставил сам Вильфорт, пробивший низом в левый угол ворот Бодо Илльгнера. Посетив перед финалом свою больную лейкемией дочь, Вильфорт в итоге стал едва ли не главным творцом триумфа датчан.

Прямая речь

Вратарь сборной Дании Петер Шмейхель: "Думаю, по-настоящему я все ощутил лишь по возвращении, в ратуше Копенгагена, когда мы праздновали победу вместе со всей страной. В такие моменты и понимаешь, что мы действительно сделали это, и случившееся вовсе не сон. Не думаю, что до 1992 года мы могли похвастать громкими результатами. Все случилось неожиданно. Не было такого, чтобы в нас кипела психология победителей и мы бросались словами, что хотим выиграть трофей, и это наша главная задача. Люди бы странно к этому отнеслись".

Главный тренер сборной Дании Ричард Меллер-Нильсен: "Я собрался ремонтировать кухню, но тут нам сказали ехать играть в Швецию. Кухня наконец готова, ее делал профессионал".

Символическая сборная ЕВРО-1992


Составы

Бригада арбитров во главе с Бруно Галлером
Бригада арбитров во главе с Бруно ГаллеромIcon Sport via Getty Images

Дания: Шмейхель, Кристофте, К. Нильсен, Пехник, Ольсен (к), Сивебек (Кристиансен 66), Вильфорт, Ларсен, Йенсен, Поульсен, Лаудруп
Запасные: Мельбю, Эльструп, Франк, Крог, П. Нильсен, Брюн
Главный тренер: Ричард Меллер-Нильсен

Германия: Илльгнер, Бреме (к), Хельмер, Бухвальд, Колер, Ройтер, Эффенберг (Том 80), Хесслер, Заммер (Долль 46), Клинсманн, Ридле
Запасные: Бинц, Меллер, Кепке, Фронцек, Шульц, Вернс
Главный тренер: Берти Фогтс

Главный судья: Бруно Галлер (Швейцария)

Gatecrashing Denmark down Germany in EURO 1992 final

Denmark 2-0 Germany
Goals from John Jensen and Kim Vilfort completed the fairy tale for the last-minute entrants.

EURO '92 final highlights: Denmark 2-0 Germany
EURO '92 final highlights: Denmark 2-0 Germany

Despite a strong start by Germany, goals in either half by John Jensen and Kim Vilfort, and a stoic display from goalkeeper Peter Schmeichel, ensured Denmark pulled off one of the greatest surprises in international football by winning the 1992 UEFA European Championship.

Germany began as they meant to continue, dominating their opponents and forcing Schmeichel into early action, the Manchester United goalkeeper saving from Stefan Reuter and Guido Buchwald. Denmark had barely emerged from behind the barricades when they scored against the run of play.

EURO 1992: All you need to know


Vilfort won a tussle with Andreas Brehme and passed to Flemming Povlsen who cut the ball back for Jensen. The midfielder's aim had been decidedly awry against the Netherlands but here he made no mistake, smashing high into the net from the edge of the area, in spite of Stefan Effenberg's headlong efforts to block. It was only Jensen's second goal in 48 internationals.

Highlights: The best goals of EURO '92
Highlights: The best goals of EURO '92

Germany came straight back at the Danes, but Schmeichel denied Jürgen Klinsmann with a superb save at full stretch before denying Effenberg as Berti Vogts' side turned the screw. There was no let-up after the interval either as Kent Nielsen cleared off the line with Karl-Heinz Riedle poised to bury Klinsmann's cross. The Intern Milan striker might have scored himself but for yet another reaction save from Schmeichel, this time tipping his bullet header over.

UEFA President, Lennart Johansson presents the trophy to Denmark captain Lars Olsen
UEFA President, Lennart Johansson presents the trophy to Denmark captain Lars OlsenBob Thomas Sports Photography vi

It seemed only a matter of time before a goal, and it duly arrived – for Denmark. Vilfort, who had screwed Richard Møller Nielsen's side's only other chance of the half wide, bringing the ball under control before turning inside to shoot low in off Bodo Illgner's left post to settle the contest.

It was a touching end to the fairy tale, Vilfort having twice left the Danish camp – and missed a group match – to visit his ailing seven-year-old daughter who was suffering from leukaemia.

Reaction

EURO '92 highlights: Spotlight on Peter Schmeichel
EURO '92 highlights: Spotlight on Peter Schmeichel

Peter Schmeichel, Denmark goalkeeper: "I think, beyond anything, it really sank in when we were in Copenhagen in the town hall for the celebrations with the rest of Denmark. That was unbelievable, truly unbelievable. At this point you're thinking: 'Christ, we actually did this, it's not a dream.' I don't think we'd had many big results in the times before 1992. We'd had the odd one, but there wasn't a mentality in sport that you could actually go out and say 'we want to win this, this is our target' because people would look at you."

Richard Møller Nielsen, Denmark coach: "I was supposed to fit a new kitchen [in my house] but then we were called away to play in Sweden. The kitchen is finished now. I got a professional decorator to do it."

EURO 1992: Team of the Tournament

Lineups

Referee Bruno Galler leads the teams on to the pitch
Referee Bruno Galler leads the teams on to the pitchIcon Sport via Getty Images

Denmark: Schmeichel; Christofte, Kent Nielsen, Piechnik, Lars Olsen (c), Sivebæk (Christiansen 66); Vilfort, Larsen, Jensen; Povlsen, Laudrup
Substitutes
: Mølby, Elstrup, Frank, Krogh, Peter Nielsen, Bruun
Coach: Richard Møller Nielsen

Germany: Illgner; Brehme (c), Helmer, Buchwald, Kohler, Reuter; Effenberg (Thom 80), Hässler, Sammer (Doll 46); Klinsmann, Riedle
Substitutes
: Binz, Möller, Köpke, Frontzeck, Schulz, Wörns
Coach
: Berti Vogts

Referee: Bruno Galler (Switzerland)